РИА Рейтинг – 18 дек. Расходы на покупку продуктов питания остаются одной из ключевых статей бюджета семей в большинстве стран Европы. Вместе с тем, доля расходов на еду в общем объеме расходов существенно отличается в зависимости от условий жизни в каждой конкретной стране.
В государствах с высокими доходами и в целом благополучной экономической ситуацией расходы на питание относительно других трат не велики, и составляют не более 15% общих семейных расходов. Остальные средства жители таких стран тратят на развлечения, путешествия, посещение ресторанов, обустройство дома и прочее.
Обратная ситуация прослеживается в менее благополучных с экономической точки зрения странах. Население здесь вынуждено тратить на еду гораздо более значительную часть своих средств, так как уровень их благосостояния не позволяет расходовать существенные суммы на второстепенные, по сравнению с продуктами, товары и услуги. В таких странах также наблюдается существенное влияние динамики продуктовых цен на уровень жизни населения - повышение цен приводит к росту и без того высокой доли затрат на питание, при этом, соответственно, снижаются доли расходов на другие потребности.
О существенных различиях доли расходов на продукты питания в структуре семейных бюджетов государств Европы свидетельствует рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости экспертами агентства РИА Рейтинг. Страны в нем отранжированы в порядке возрастания доли расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов семей. Для большей иллюстрации повседневной жизни европейских граждан в рейтинге приведены также данные о доле их расходов на табачные изделия и алкогольные напитки, на посещение ресторанов, кафе и отелей, а также на культурно-досуговые мероприятия. Рейтинг был составлен на основе официальных данных о бюджетах домашних хозяйств в государствах Европы.
Почти треть расходов россиян приходится на еду
Лидером рейтинга стал Люксембург. Жители этой экономически благополучной страны тратят на покупку продуктов питания лишь 8,7% своих расходов. Далее располагается Великобритания с 10,0% расходов, замыкают тройку Нидерланды с 10,6%. Также менее 12% расходов тратят на продукты жители Ирландии, Финляндии, Австрии, Норвегии и Швейцарии.
В целом следует отметить, что в большинстве случаев существует обратная связь между долей расходов на еду и таким показателем, как ВВП на душу населения, который является одним из ключевых индикаторов экономического развития страны.
Наибольшую долю расходов на продукты питания в своих потребительских расходах имеют граждане стран бывшего СССР и государств Восточной Европы. Замыкает рейтинг Украина, жители которой тратят на еду самую большую долю расходов из всех стран, участвующих в рейтинге – 50,9%. Более 40% расходов приходится на продукты питания также у жителей Казахстана и Молдовы.
Россия занимает в рейтинге 31 место, по соседству с Черногорией и Литвой. По итогам 2017 года жители нашей страны тратили на еду 31,2% своих потребительских расходов, по сравнению с прошлым годом эта цифра снизилась на 1,1 п.п.
При этом необходимо отметить, что в разных регионах нашей страны в силу экономических причин и ментальных особенностей жителей доля затрат на продукты в структуре потребительских расходов существенно колеблется. По итогам 2017 года разброс выглядит следующим образом: от 59,6% в Республике Ингушетия, до 24,4% в Ханты-Мансийском автономном округе.
Кроме названной Республики Ингушетия более половины своих потребительских расходов на продукты направляют жители Республики Дагестан (58,4%) и г. Севастополь (51,7%). Всего же более 40% своих потребительских расходов тратят на еду жители 8 субъектов РФ.
Наименьшую долю в потребительских расходах расходы на продукты питания составляют в Ханты-Мансийском автономном округе (24,4%), в Республике Татарстан (25,8%) и в г. Москве ( 26,1%).
В большой степени доля затрат на продукты питания в разрезе регионов зависит от уровня благосостояния жителей, но немаловажное значение имеют также уровень цен на продукты, исторически сложившиеся традиции быта в том или ином субъекте РФ.
На что еще потратить: алкоголь, рестораны, досуг
Эксперты РИА Новости проанализировали долю расходов на «вредные привычки», а именно — какую часть своего бюджета граждане европейских стран тратят на алкогольные напитки и табачные изделия.
Самую низкую долю расходов на эти товары имеют Люксембург, Молдова, Кипр и Португалия. В перечисленных странах жители тратят на алкоголь и табак не более 1,6% от своих потребительских расходов.
Наиболее высокая доля расходов на «вредные привычки» отмечается в Румынии (8,2%), Болгарии (5,1%) и Сербии (4,7%).
Россия располагается примерно в середине рейтинга, занимая 24 место из 40. В семейном бюджете наших соотечественников траты на алкогольную продукцию и табак составляют 3,0%, ближайшими соседями по данному показателю являются Белоруссия, Чехия и Словакия. Такую позицию нашей страны, вероятно, можно объяснить относительно невысокими ценами на алкоголь и табачные изделия.
Доля затрат семейного бюджета на кафе, рестораны и отели определенным образом свидетельствует об уровне жизни в той или иной стране. Как правило, чем выше этот показатель, тем благополучнее условия жизни. Однако некоторое влияние на расходы жителей стран на питание вне дома оказывают и исторические привычки населения.
Самая большая доля затрат на общественное питание и гостиницы в структуре расходов семей наблюдается в Швейцарии – 10,8%. На втором месте – Греция с 10,5%, также более 10% расходов приходится на эту статью у жителей Испании. Россия по доле затрат на рестораны и отели находится в нижней части рейтинга с долей в 3,3%. Близкие значения имеют Сербия и Казахстан.
Наименьший показатель в Европе по доле расходов на кафе и отели отмечается у жителей соседних Молдовы и Румынии - по 1,8%. Менее 3% расходов семейного бюджета уходит на рассматриваемые цели также у граждан Белоруссии, Хорватии, Украины и Сербии.
Интересным также представляется показатель доли расходов семейных бюджетов европейцев на досуг и культуру. Доля таких расходов также зачастую зависит от уровня жизни населения. Лидерами здесь являются благополучные западноевропейские страны - Швеция (18,7%), Великобритания (13,0%) и Австрия (11,5%). Причем у первых двух государств доля расходов на досуг и культуру даже превышает долю расходов на еду.
Самую низкую долю в 1,3% имеют жители Молдовы. Также менее 2% своих расходов тратят на досуг и культуру семьи в Македонии (1,8%), Казахстане (1,9%) и в Украине (1,9%).
Россия по доле расходов на досуг и культуру находится в середине списка европейских государств со значением в 6,9%.
Составители рейтинга также рассмотрели суммарную долю расходов европейских граждан на «вредные привычки» и развлечения (сумма всех представленных в рейтинге показателей за исключением расходов на еду). В данном случае лидерами с наибольшей долей трат являются Великобритания (24,0%), Швейцария (23,3%) и Австрия (20,7%).
Меньше всего в структуре своего бюджета отводят на «вредные привычки», кафе и развлечения жители Молдовы, Казахстана, Украины и Македонии - в этих странах доля таких расходов составляет менее 10% от затрат семей. Россия по данному показателю располагается в нижней части рейтинга между Турцией и Сербией. На алкогольные напитки, табачные изделия, кафе, рестораны, досуг и культуру жители нашей страны в общей сумме отводят порядка 13,2% своих расходов.
Структура расходов семейного бюджета в масштабах стран со временем, как правило, меняется незначительно. В ближайшем будущем эксперты РИА Рейтинг существенных изменений в рейтинге не ожидают, во всяком случае, в верхней и нижней частях. Для России в следующем году вряд ли следует ожидать роста доли расходов на продукты питания, скорее всего, она останется на прежнем уровне, или немного снизится. На это должен повлиять невысокий уровень инфляции и ожидаемый рост денежных доходов населения.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.