РИА Рейтинг – 17 дек. Расходы на покупку продуктов питания являются одной из основных статей семейного бюджета в большинстве стран Европы. При этом доля расходов на еду в общем объеме расходов существенно отличается в зависимости от условий жизни в каждом конкретном государстве.
В странах с высоким уровнем доходов населения и с благополучной экономической ситуацией расходы на питание относительно других затрат не велики, и составляют менее 15% общих семейных расходов. Остальные средства жители таких стран тратят на путешествия, посещение ресторанов, образование, товары для дома и прочее.
Противоположная ситуация складывается в менее благополучных с экономической точки зрения странах. Граждане здесь вынуждены тратить на еду более существенную часть своих средств, вплоть до половины всех потребительских расходов. Уровень их благосостояния не позволяет расходовать значительные суммы на второстепенные, по сравнению с продуктами, товары и услуги.
О существенных различиях доли расходов на продукты питания в структуре семейных бюджетов государств Европы свидетельствует рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости экспертами агентства РИА Рейтинг. Для большей иллюстрации повседневной жизни европейских граждан в рейтинге приведены также данные о доле их расходов на табачные изделия и алкогольные напитки, на посещение ресторанов, кафе и отелей, а также на культурно-досуговые мероприятия. Рейтинг был составлен на основе официальных данных о бюджетах домашних хозяйств в государствах Европы.
Более 30% своих расходов россияне направляют на покупку продуктов
Первую позицию в рейтинге занял Люксембург. Жители этой страны тратят на покупку продуктов питания лишь 8,4% своих расходов. Далее располагаются Нидерланды и Великобритания с 10,6% расходов. Также менее 12% расходов направляют на еду жители Ирландии, Финляндии, Австрии, Норвегии и Швейцарии. В целом, верхнюю часть рейтинга составляют экономически развитые западноевропейские страны.
Наибольшую долю расходов на продукты питания в своих потребительских расходах имеют граждане стран бывшего СССР и государств Восточной Европы. Последнее место занимает Украина, жители которой тратят на еду самую большую долю расходов из всех стран, участвующих в рейтинге – 50,0%. Более 40% расходов приходится на продукты питания также у жителей Казахстана и Молдавии.
Россия занимает в рейтинге 31 место, находясь рядом с Черногорией и Литвой. По итогам 2018 года жители нашей страны тратили на еду 30,2% своих потребительских расходов, по сравнению с прошлым годом эта цифра снизилась на 1,0 п.п.
При этом в разных регионах нашей страны доля затрат на продукты питания в структуре потребительских расходов существенно колеблется. По итогам 2018 года разброс выглядит следующим образом: от 57,9% в Республике Ингушетия, до 21,8% в Республике Татарстан.
Кроме названной Республики Ингушетия более половины своих потребительских расходов направляют на продукты также жители Республики Дагестан (53,8%). Всего же более 40% своих расходов тратят на еду жители 10 субъектов РФ.
Наименьшую долю в потребительских расходах расходы на продукты питания составляют в Республике Татарстан (21,8%) , Ханты-Мансийском автономном округе (23,1%) и в г. Москве (24,5%).
В большой степени доля затрат на продукты питания в разрезе регионов зависит от благосостояния жителей, но немаловажное значение имеют также уровень цен на продукты, исторически сложившиеся традиции быта в том или ином субъекте РФ.
Что еще, кроме еды: алкоголь и табак, кафе и досуг
Эксперты РИА Рейтинг также проанализировали долю расходов на «вредные привычки», а именно — какую часть своего бюджета граждане европейских стран тратят на алкогольные напитки и табачные изделия.
Самую низкую долю расходов на эти товары имеют Люксембург, Португалия, Кипр и Молдавия. В перечисленных странах жители тратят на алкоголь и табак не более 1,6% от своих потребительских расходов.
Наиболее высокая доля расходов на «вредные привычки» в Румынии (8,2%), Болгарии (5,0%) и Сербии (4,9%).
Россия располагается в третьей десятке рейтинга, занимая 25 место из 40. В семейном бюджете наших соотечественников траты на алкогольную продукцию и табак составляют 3,0%. Примерно такое же значение в Белоруссии, Словакии, Хорватии, Чехии.
Доля затрат семейного бюджета на кафе, рестораны и отели также определенным образом свидетельствует об уровне жизни в той или иной стране. Как правило, чем выше этот показатель, тем благополучнее условия жизни. Однако некоторое влияние на расходы жителей стран на питание вне дома оказывают и исторические привычки населения.
Самая большая доля затрат на общественное питание и гостиницы в структуре расходов семей наблюдается в Швейцарии – 11,0%. На втором месте – Греция с 10,8%, чуть менее 10% расходов приходится на эту статью у жителей Испании. Россия по доле затрат на рестораны и отели находится в нижней части рейтинга с долей в 3,5%. Близкие значения имеют Казахстан, Северная Македония, Литва.
Наименьший показатель в Европе по доле расходов на кафе и отели у жителей соседних Молдавии и Румынии - по 1,9%. Менее 3% расходов семейного бюджета уходит на рассматриваемые цели также у граждан Белоруссии, Украины и Хорватии.
Интересным также представляется показатель доли расходов семейных бюджетов европейцев на досуг и культуру. Лидерами здесь являются экономически благополучные западноевропейские страны - Швеция (18,7%), Великобритания (13,0%) и Австрия (11,5%). Причем у первых двух государств доля расходов на досуг и культуру даже превышает долю расходов на еду.
Самую низкую долю в 1,5% имеют жители Молдавии. Также менее 2% своих расходов тратят на досуг и культуру семьи в Северной Македонии (1,8%) и в Казахстане (1,8%).
Россия по доле расходов на досуг и культуру находится примерно в середине списка европейских государств со значением в 7,7%.
Составители рейтинга также рассмотрели суммарную долю расходов европейских граждан на «вредные привычки» и развлечения (сумма всех представленных в рейтинге показателей за исключением расходов на еду). В данном случае лидерами с наибольшей долей трат являются Великобритания (23,9%), Швейцария (23,2%) и Австрия (20,7%).
Меньше всего в структуре своего бюджета отводят на «вредные привычки», кафе и развлечения жители Молдавии, Казахстана, Украины и Северной Македонии - в этих странах доля таких расходов составляет менее 10% от затрат семей. Россия по данному показателю располагается в нижней части рейтинга, рядом с Польшей и Литвой. На алкогольные напитки, табачные изделия, кафе, рестораны, досуг и культуру жители нашей страны в общей сумме отводят порядка 14,2% своих расходов.
Структура расходов семейного бюджета в масштабах стран, как правило, резко не изменяется. Поэтому в ближайшем будущем эксперты РИА Рейтинг существенных перестановок в рейтинге не ожидают, во всяком случае, в верхней и нижней частях. Учитывая текущий рост доходов населения в нашей стране, по итогам года доля расходов на продукты питания в России, скорее всего, не вырастет.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»