РИА Рейтинг – 15 дек. Траты на приобретение продуктов питания составляют одну из основных статей расходов семейного бюджета в большей части европейских стран. При этом доля расходов на еду в общем объеме расходов значительно разнится в зависимости от условий жизни в каждом конкретном государстве.
В странах с благополучной экономической ситуацией и высоким уровнем доходов населения расходы на питание относительно других затрат не велики, и составляют зачастую не более 15% от общих семейных расходов. Остальные средства жители таких стран тратят на развлечения, путешествия, образование, посещение кафе и ресторанов, товары для дома, технику и другие товары и услуги.
Другая ситуация наблюдается в менее благополучных с экономической точки зрения странах. Уровень благосостояния жителей таких государств не позволяет расходовать существенные суммы на второстепенные, по сравнению с продуктами, товары и услуги. Граждане здесь вынуждены тратить на покупку еды значительную часть своих средств, вплоть до половины всех потребительских расходов семьи.
О существенных различиях доли расходов на продукты питания в структуре семейных бюджетов государств Европы свидетельствует рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости экспертами агентства РИА Рейтинг. Для большей иллюстрации повседневной жизни европейских граждан в рейтинге приведены также данные о доле их расходов на табачные изделия и алкогольные напитки, на посещение ресторанов, кафе и отелей, а также на досуг и культуру. Рейтинг был составлен на основе официальных данных о бюджетах домашних хозяйств в государствах Европы.
На покупку еды у россиян уходит почти 30% расходов
Первое место в рейтинге занял Люксембург. Жители этой страны тратят на покупку продуктов питания только 8,4% своих расходов. Далее располагаются Нидерланды и Великобритания с 10,6% расходов. Также менее 12% расходов направляют на еду жители Ирландии, Германии, Финляндии, Австрии и Норвегии. В целом, верхнюю часть рейтинга составляют экономически развитые западноевропейские страны.
Самая существенная доля расходов на продукты питания в потребительских расходах у граждан стран бывшего СССР и государств Восточной Европы. Последнее место занимает Казахстан, жители здесь тратят на еду самую большую долю расходов из всех стран, участвующих в рейтинге – 49,4%.Более 40% расходов приходится на продукты питания также у жителей Украины и Молдавии.
Россия находится в нижней части рейтинга, разделив с Черногорией 30 и 31 место. По итогам 2019 года жители нашей страны тратили на еду 29,7% своих потребительских расходов, по сравнению с прошлым годом эта цифра снизилась на 0,5 п.п.
При этом в разных регионах нашей страны доля затрат на продукты питания в структуре потребительских расходов существенно варьируется. По итогам 2019 года разброс выглядит следующим образом: от 59,8% в Республике Ингушетия, до 21,0% в г. Москве.
Кроме названной Республики Ингушетия наиболее существенная доля расходов на еду у жителей Республики Дагестан (49,3%) и г. Севастополь (47,0%). Всего же более 40% своих расходов тратят на еду жители 10 субъектов РФ.
Наименьшую долю в потребительских расходах расходы на продукты питания составляют в г. Москве (21,0%), Ханты-Мансийском автономном округе–Югре (24,3%) и в Республике Татарстан (24,5%).
В большой степени доля затрат на продукты питания в разрезе регионов зависит от благосостояния жителей, но немаловажное значение имеют также уровень цен на продукты, исторически сложившиеся традиции быта в том или ином субъекте РФ.
На что еще тратят: кафе и алкоголь, досуг и развлечения
Эксперты РИА Рейтинг также проанализировали долю расходов на «вредные привычки», а именно — какую часть своего бюджета граждане европейских стран тратят на алкогольные напитки и табачные изделия.
Самую низкую долю расходов на эти товары имеют Люксембург, Германия, Португалия, Кипр и Испания. В перечисленных странах жители тратят на алкоголь и табак не более 1,7% от своих потребительских расходов.
Наиболее высокая доля расходов на «вредные привычки» в Румынии (8,2%), Болгарии (5,1%) и Сербии (4,8%).
Россия располагается в третьей десятке рейтинга, занимая вместе с Чехией и Словакией 26-28 места. В семейном бюджете наших соотечественников траты на алкогольную продукцию и табак составляют 3,0%.
Доля затрат семейного бюджета на отели, рестораны и кафе также некоторым образом свидетельствует об уровне жизни в той или иной стране. Как правило, чем выше этот показатель, тем благополучнее условия жизни. Однако определенное влияние на расходы жителей стран на питание вне дома оказывают и исторические привычки населения.
Самая большая доля затрат на общественное питание и гостиницы в структуре расходов семей наблюдается в Греции – 11,1%. На втором месте – Швейцария с 11,0%, немногим менее 10% расходов приходится на эту статью у жителей Испании. Россия по доле затрат на рестораны и отели находится в нижней части рейтинга с долей в 3,5%. Близкие значения имеют Сербия, Литва и Северная Македония.
Наименьший показатель в Европе по доле расходов на кафе и отели у жителей соседних Румынии и Молдавии: 2,1% и 2,6% соответственно. Менее 3% расходов семейного бюджета уходит на рассматриваемые цели также у граждан Казахстана, Белоруссии и Хорватии.
Интересным также представляется показатель доли расходов семейных бюджетов европейцев на досуг и культуру. Лидерами здесь являются экономически благополучные западноевропейские страны - Швеция (18,7%), Великобритания (13,1%) и Австрия (11,5%). Причем у первых двух государств доля расходов на досуг и культуру даже превышает долю расходов на еду.
Самую низкую долю в 1,7% имеют жители Казахстана. Также менее 3% своих расходов тратят на досуг и культуру семьи в Северной Македонии (1,8%), Украине (2,0%) и в Молдавии (2,8%).
Россия по доле расходов на досуг и культуру находится в верхней части списка европейских государств со значением в 8,4%.
В текущем году на фоне пандемии коронавируса можно ожидать изменения структуры потребительских расходов. Затраты на путешествия, развлечения, кафе и рестораны из-за введенных коронавирусных ограничений, а также падения доходов населения снизятся. Соответственно, можно ожидать роста доли расходов на продукты питания как в нашей стране, так и в других государствах.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»