РИА Рейтинг – 12 дек. Одним из важных экономических и социальных показателей, характеризующих условия жизни граждан в стране, является доля расходов на продукты питания в структуре бюджетов семей. Доля расходов на еду в их общем объеме существенно отличается в зависимости от условий жизни в каждой конкретной стране.
В странах с обеспеченным населением и высоким уровнем жизни доля расходов на продукты питания, как правило, невысока.
В странах с невысоким уровнем доходов, а зачастую и высокими ценами, картина кардинально иная. Здесь расходы на еду являются основным элементом затрат, на которые уходит значительная часть бюджета семьи. Все остальные расходы ведутся уже исходя из остаточного принципа.
О существенных различиях доли расходов на продукты питания в структуре семейных бюджетов государств Европы свидетельствует рейтинг, подготовленный по заказу РИА Новости экспертами агентства РИА Рейтинг. Для большей иллюстрации повседневной жизни европейских граждан в рейтинге приведены также данные о доле их расходов на табачные изделия и алкогольные напитки, на посещение ресторанов, кафе и отелей, а также на досуг и культуру. Рейтинг был составлен на основе официальных данных о бюджетах домашних хозяйств в государствах Европы.
Самые низкие траты на еду в Люксембурге
Первое место в рейтинге занял Люксембург. Жители этой страны тратят на покупку продуктов питания только 8,4% своих расходов. Далее располагаются Нидерланды и Великобритания со значениями 8,7% и 10,5% соответственно. В целом, верхнюю часть рейтинга составляют экономически развитые западноевропейские страны.
Самая существенная доля расходов на продукты питания в потребительских расходах у граждан стран бывшего СССР и государств Восточной Европы. Последнее место занимает Казахстан, жители здесь направляют на еду более половины своих расходов – 53,0%. Более 35% расходов приходится на продукты питания также у жителей Молдавии, Северной Македонии, Белоруссии и Болгарии.
Россия занимает в рейтинге 31 место. При этом ближайшими соседями являются Литва и Румыния. По итогам 2021 года жители нашей страны тратили на еду 32,2% своих потребительских расходов.
Следует заметить, что доля расходов на продукты питания тесно коррелирует с ВВП на душу населения. Как правило, чем ниже доля расходов на еду, тем выше показатель ВВП на душу населения.
Другие траты: алкоголь, отели, культура
Эксперты РИА Рейтинг также проанализировали долю расходов на «вредные привычки», а именно — какую часть своего бюджета граждане европейских стран тратят на алкогольные напитки и табачные изделия.
Самую низкую долю расходов на эти товары имеют Люксембург, Германия, Португалия, Кипр и Испания. В перечисленных странах жители тратят на алкоголь и табак не более 1,8% от своих потребительских расходов.
Наиболее высокая доля расходов на «вредные привычки» в Румынии (8,1%), Финляндии (5,3%) и в Болгарии (5,0%).
Россия располагается в третьей десятке рейтинга, занимая вместе со Словакией 23-24 места. В семейном бюджете наших соотечественников траты на алкогольную продукцию и табак составляют 3,0%.
Доля затрат семейного бюджета на посещение кафе, ресторанов и отелей некоторым образом свидетельствует об уровне жизни в той или иной стране. Как правило, чем выше этот показатель, тем благополучнее условия жизни. Однако при этом влияние на расходы жителей стран на питание вне дома оказывают и исторические привычки населения.
Самая большая доля затрат на общественное питание и гостиницы в структуре расходов семей наблюдается в Швейцарии – 11,2%. В первую пятерку также входят Греция (8,9%), Кипр (8,9%), Португалия (8,8%) и Великобритания (8,7%). Россия по доле затрат на рестораны и отели находится в нижней части рейтинга с долей в 2,9%.
Наименьший показатель в Европе по доле расходов на кафе и отели у жителей Румынии (1,4%), Казахстана (1,9%) и Молдавии (2,2%).
Интересным также представляется показатель доли расходов семейных бюджетов европейцев на досуг и культуру. Лидерами здесь являются западноевропейские страны – Австрия (13,4%), Великобритания (13,0%) и Швеция (11,5%). Причем у первых двух государств доля расходов на досуг и культуру даже превышает долю расходов на еду.
Самую низкую долю расходов на досуг и культуру из проанализированных стран имеют жители Казахстана, она составляет 1,5%. Также менее 2% своих расходов тратят на досуг и культуру семьи в Черногории и Северной Македонии. Россия по доле расходов на досуг и культуру находится примерно в середине списка европейских государств со значением в 5,6%.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»