РИА Рейтинг – 10 июн. В I квартале 2016 года на страховом рынке наблюдалось достаточно резкое увеличение темпов роста. По данным официальной статистики, по всем видам страхования в I квартале текущего года было собрано 300 миллиардов рублей страховых премий, что на 13% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Для сравнения, в 2015 году рост премий был на уровне 3,6%. При этом заметный вклад в высокие темпы роста внесло страхования жизни (инвестиционные и накопительные программы). Взносы по страхованию жизни в первом квартале 2016 года выросли на 77%. С другой стороны, важный сегмент рынка – ОСАГО, продолжает демонстрировать замедление, несмотря на сохраняющиеся высокие годовые темпы роста. А начиная со II квартала эффект от повышения тарифов ОСАГО будет полностью исчерпан.
Выплаты в первом квартале составили 117 миллиардов рублей, увеличившись на 3,7%, то есть рост выплат был в 3 раза меньше, чем рост премий. Прирост выплат объясняется тем, что выплаты по ОСАГО за год увеличились на 36% или на 9,3 миллиарда рублей, а без учета выплат по ОСАГО динамика выплат и вовсе была отрицательной. Из-за более медленного роста выплат в I квартале 2016 года сохранился тренд на сокращение убыточности страховой деятельности, при этом страховые компании также снижают операционные расходы. Отношение выплат к премиям сократилось до 39% по итогам первых трех месяцев текущего года, против 50% в 2015 году и 48% в 2014 году. Согласно сообщению Центробанка РФ, комбинированный коэффициент убыточности, который характеризует эффективность страховой деятельности, снизился до 93% с 98% в 2015 году. Кроме того, значительные доходы от инвестиционной деятельности позволили страховщикам получить прибыль в размере 47,5 миллиардов рублей.
За квартал рынок покинули 13% страховых компаний
Для оценки текущих позиций страховых компаний на рынке эксперты РИА Рейтинг подготовили очередной рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий. Рейтинг основывается на данных Банка России и построен путем ранжирования страховых компаний по объемам полученных в I квартале 2016 года премий от добровольного и обязательного страхования за исключением обязательного медицинского страхования (ОМС).
Скорость уходы компаний с рынка возросла, хотя и ранее она была достаточно высокой. В 2015 году 77 страховых компаний лишились лицензий (порядка 20% от страховщиков с действующей лицензией на 1 января 2015 года). При этом только в январе-марте 2016 года число действующих страховых компаний сократилось на 12,5%. В I квартале текущего года лишь 252 страховые компании реально вели деятельность (привлекали клиентов и собирали премии), хотя по итогам 2015 года таких было 288.
Рост концентрации является основной тенденцией во всех сегментах российского финансового рынка (банки, НПФы), и страховой рынок не является исключением. Первая шестерка крупнейших страховых компаний показала рост лучше среднерыночного, а в первой десятке страховых компаний обогнавших рынок восемь. Суммарно по итогам квартала ТОП-10 крупнейших страховых компаний продемонстрировали рост сбора премий на 41% (против 13% в среднем по рынку). Таким образом, если в 2015 году на ТОП-10 крупнейших страховых компаний приходилось 65,6% всех премий (59% в 2014 году), то в начале 2016 года уже 66,4%. В дальнейшем, по прогнозу РИА Рейтинг, рост концентрации на рынке страхования продолжится.
В I квартале 2016 года 36 (31 в первые три месяца 2015 года) страховых компаний смогли собрать премий более чем по 1 миллиарду рублей, и лишь восемь (6 в начале 2015 года) характеризовались квартальными премиями на уровне 10 миллиардов рублей и выше.
Лидирует в рейтинге по объему собранных страховых премий по итогам I квартала 2016 года с большим отрывом страховая компания СОГАЗ (59 миллиардов рублей собранных премий), хотя по итогам 2015 года она заметно уступала Росгосстраху. На втором месте в рейтинге расположился бывший лидер – Росгосстрах (29 миллиардов рублей) и вернувший себе третье место Ингосстрах (21 миллиард рублей). РЕСО-Гарантия (19,4 миллиарда рублей), занимавшее по итогам 2015 года третью позицию, в текущем рейтинге стало четвертым.
Помимо вышеназванных компаний в первую десятку рейтинга входят также АльфаСтрахование, Сбербанк страхование жизни, ВТБ Страхование, ВСК, Росгосстрах Жизнь и Согласие.
Обращает на себя внимание очень высокие темпы роста Росгосстраха, в первом квартале премии у него выросли в 4035 раз. Это объясняется тем, что ранее было две страховые компании Росгосстрах (регистрационный номер 1 и 977) и основная деятельность велась юридическим лицом с номером 977, теперь деятельность ведет лишь одна страховая компания Росгосстрах с регистрационным номером 1.
Из представленных в рейтинге 252 страховых компаний у 41 (16%) отношение выплат к премиям было более 100%, то есть они были убыточными, в том числе у двух страховых компаний из ТОП-30. При этом по итогам 2015 года менее 5% страховых компаний характеризовались таким высоким коэффициентом убыточности. На другом полюсе 77 (30% от общего числа) страховых компаний, в том числе 12 из ТОП-30, характеризовались отношением выплат к премиям на уровне менее 20%, что потенциально может свидетельствовать об их высокой операционной прибыльности.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.