РИА Рейтинг - 29 янв. Цены на бензин являются экономически и социально значимым фактором не только для развивающихся стран, но и существенно затрагивают даже весьма богатые государства с высоким уровнем жизни населения. Прошедший 2012 год характеризовался ростом стоимости автомобильного топлива для подавляющего большинства государств европейской части света, причем во многих из них стоимость заправки автомобиля дорожала сильнее, чем складывался общий уровень инфляции. Кроме того, на начало 2013 года сохранились очень существенные диспропорции в ценах на бензин в различных государствах Европы, причем зачастую не связанные ни с состоянием экономики, ни с наличием собственной нефти, ни с уровнем жизни населения.
Стоимость топлива в Европе и ее динамика по-прежнему остаются очень сильно зависимыми не только от цен на нефть, но и от экономической и социальной политики каждого конкретного государства, причем это характерно, в том числе и для стран, входящих в ЕС.
Согласно очередному рейтингу стран по ценам на бензин, подготовленному экспертами РИА Рейтинг, на начало 2013 года самый дорогой бензин продается в нефтедобывающей социально-ориентированной Норвегии. В этой стране стоимость 95-го бензина в пересчете на российские рубли, исходя из официальных данных, в среднем составляет 77.3 руб. за литр. По цене на автомобильное топливо Норвегия уверенно лидировала в Европе весь прошедший год и, вероятно, не уступит пальму первенства и в 2013-м.
В число лидеров рейтинга на начало 2013 года вошли также испытывающая экономические проблемы Италия – 69.7 руб. за литр бензина и одна из ведущих нефтеперерабатывающих стран Европы Нидерланды – 69.0 руб. за литр бензина. Год назад Нидерланды занимали 4-ю сточку рейтинга, уступая место в тройке коллапсирующей Греции, где с помощью фискальной нагрузки на топливо продолжают пытаться изменить ситуацию с долговыми проблемами страны. Войти в первую тройку Нидерландам позволили высокие темпы роста цен на топливо в минувшем году, более чем двукратно превысившие уровень инфляции в стране. С этой же причиной связано и 4 место Дании, «улучшившей» свои позиции за год на одно место. В этом государстве с высоким уровнем социальной ориентации экономики цены на бензин, а точнее их налоговая составляющая, также выступают инструментом для реализации социальной политики.
Греция, в свою очередь, за 2012 год уступила сразу две позиции в рейтинге, заняв на начало 2013 года 5 место со стоимостью литра 95-го топлива в 67.0 руб. за литр. Впрочем, для экономики Греции и жителей страны и эта цена очень высока, а меньшие чем у соседей по рейтингу темпы роста цен на топливо во многом были обусловлены как раз продолжающимся сокращением платежеспособного спроса.
Замыкает рейтинг, как и по итогам 2011 года, Республика Беларусь, где цены на бензин регулируются государством. По оценкам экспертов РИА Рейтинг, литр 95-го бензина в начале 2013 года в Беларуси стоил в пересчете на российские рубли 27.4 руб. В последней тройке рейтинга расположились также нефтедобывающий Казахстан со стоимостью бензина на уровне 28.6 руб. за литр, и поднявшаяся в течение года в рейтинге на одну позицию Россия со средней ценой на 95-й бензин на уровне 30.8 руб.
По ценам на дизельное топливо в первую тройку рейтинга входят Норвегия - 70.1 руб. за литр, Великобритания (68.5 руб.) и Италия (67.6 руб.). Самое дешевое дизельное топливо в Казахстане, Республике Беларусь и России.
Наибольший рост цен на бензин в Европе за год наблюдался в девальвировавшей свою валюту Республике Беларусь – на 27.9%, Кипре – на 12.3% и Словении – плюс 11.9%. Россия по росту цен в 2012 году с повышением в 8.4% заняла 7 место. На 0.2% снизились цены на бензин с октановым числом 95 в Чехии.
Следует отметить, что уже в IV квартале 2012 года цены на бензин в Европе начали снижаться повсеместно. Исключением из общеевропейской тенденции стали страны-члены таможенного союза: Россия, Белоруссия и Казахстан – они оказались единственными государствами, попавшими в рейтинг, где стоимость топлива в конце года возросла по сравнению с сентябрем. Это было связано с тем, что в странах таможенного союза цены ориентируются на российский рынок, где, в свою очередь, в ценообразовании определяющую роль зачастую играет не спрос, а другие факторы. Поэтому в IV квартале, когда в Европе начался сезонный спад спроса и цен на автомобильное топливо, в России нефтяные компании стали активно компенсировать свои потери от вынужденной заморозки цен в довыборный период.
В качестве мерила доступности бензина, как правило, выступает не его абсолютная цена, а количество топлива, которое может приобрести на среднюю «чистую» (после вычета налогов и социальных выплат) заработную плату гражданин государства. Так, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на начало 2013 года больше всего бензина на заработную плату могут купить жители Люксембурга – 2.3 тыс. литров в месяц. На втором месте по-прежнему находится страна с самым дорогим в Европе бензином – Норвегия, жители которой на среднюю зарплату могут приобрести 1.9 тыс. литров топлива в месяц. Замыкает тройку стран с достаточно доступным, прежде всего из-за высоких доходов, бензином, Дания.
Меньше всего бензина на среднюю зарплату могут приобрести граждане Болгарии – только 201 литр 95-го бензина. В последней тройке расположились также Украина и Румыния. Россия по количеству литров бензина, доступных на полученную среднюю заработную плату, находится на 16 месте из 32 стран, попавших в рейтинг. С 758 литрами бензина в месяц Россия расположилась между Мальтой и Португалией.
Рейтинг был составлен на основании данных статистики государств Европы по состоянию на начало 2013 года по ценам на бензин с октановым числом 95 (в России с октановым числом 95 и выше). Анализ цен производился путем пересчета местной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ.
Партнер проекта газета «Московские новости».