РИА Рейтинг – 14 дек. Машиностроительный комплекс завершает год с рекордными показателями. По данным МЭР, по итогам девяти месяцев рост машиностроительного производства (ОКВЭД 26-30) в годовом сравнении составил 22,4%, что стало максимальным результатом за многолетний период. В последний раз более высокий результат в январе-сентябре наблюдался в 2010-2011 годах.

Эксперты РИА Рейтинг в своем исследовании обращают внимание на несколько факторов, обусловивших высокий положительный результат отрасли.

Одной из причин является, конечно, пресловутый фактор низкой базы – особенно в легковом автомобилестроении, которое демонстрирует небывалые темпы роста на фоне провального прошлого года. Во втором квартале производство легковых автомобилей выросло в годовом сравнении в 3,0 раза, в третьем – в 2,4 раза. Но при этом отставание от докризисного 2021 года остается очень большим.

Помимо фактора низкой базы, восстановление положительной динамики произошло за счет улучшения общей экономической ситуации в стране – роста инвестиций, строительных работ, кредитования бизнеса, доходов населения. В результате, заметно вырос спрос на инвестиционное оборудование различного назначения и активизировался отложенный спрос со стороны населения на легковые автомобили.

Немалую роль в положительном результате сыграл фактор импортозамещения. Недостающий из-за санкций импорт отчасти был замещен поставками из дружественных стран, а отчасти – увеличением производства отечественных предприятий. В условиях форс-мажора российские предприятия начали оперативно осваивать выпуск продукции, которую раньше либо не производили вовсе, либо не могли ее массово внедрять на внутренний рынок из-за высокой конкуренции со стороны зарубежных компаний.

Еще одним важным фактором является существенно увеличившийся после начала СВО спрос на машиностроительную продукцию со стороны Министерства обороны, причем не только на специализированную военную технику, но и на сопутствующую гражданскую продукцию. Например, согласно официальной статистике, продажи тяжелых грузовиков «Урал» снизились на 32,4%, но при этом их производство увеличилось почти на 70%. Разница, как раз, объясняется поставками силовым ведомствам, которые не учитываются в статистике продаж.

Кроме того, немалую помощь отрасли оказали различные меры господдержки – льготное автокредитование, утильсбор на импортную продукцию, программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники и пр.

В целом по итогам 2023 года эксперты РИА Рейтинг ожидают роста машиностроительного производства не менее 15%.

Вместе с тем, на исходе года следует отметить ряд факторов, которые будут оказывать, а некоторые уже оказывают сдерживающее влияние на динамику производства в отрасли.

Первое – это кадровый голод. Об этом сейчас говорят все – как официальные, так и не официальные источники. Рынок труда перегрет. По разным исследованиям, в машиностроении более 40% предприятий уже сегодня заявляют о дефиците рабочей силы. В дальнейшем эта проблема будет только нарастать, и решить ее банальным увеличением заработной платы вряд ли удастся. Во всякой случае это идет в разрез с политикой таргетирования инфляции.

Второе – рост процентных ставок в связи с ужесточением денежно-кредитной политики Центробанка. Эта проблема стала сказываться уже в конце третьего квартала. Многие потребители не могут позволить себе покупку новой техники, так как значительная ее доля приобретается через механизм лизинга – грузовики, автобусы, сельхозоборудование, дорожно-строительная техника, вагоны и пр. Также от величины процентных ставок зависит активность на рынке легковых автомобилей. Уже в ноябре стало заметно сужение рынка автокредитования. При этом сама техника также постоянно дорожает из-за промышленной инфляции, что еще больше снижает ее доступность для потребителей.

Третье – это засилье дешевого китайского импорта, который отнимает все большую долю рынка у отечественных производителей. В январе-сентябре текущего года импорт китайских грузовиков увеличился в штучном выражении в 3,1 раза, дорожно-строительной техники – на 71,7%.

При этом государственные меры финансовой поддержки будут сохранены, но их объемы уже в 2023 году были значительно меньше, чем два-три года назад, и вряд ли они будут расти в дальнейшем.

Учитывая вышесказанное, эксперты РИА Рейтинг не ожидают продления успехов машиностроителей в 2024 году. Спрос на оборонную технику, скорее всего, сохранится на высоком уровне, но по поводу дальнейшего бурного роста спроса на инвестиционное оборудование гражданского назначения есть сомнения. Во всяком случае, таких высоких темпов роста машиностроительного производства в 2024 году точно не будет.

Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении за девять месяцев 2023 года, и прогнозы на весь 2023 год Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2023 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 46 страниц формата А4, включая 20 графиков и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 52 (итоги января – сентября 2023 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»