РИА Рейтинг – 22 мар. В 2022 году российское машиностроение в третий раз за последнее десятилетие снизило производство. По оценке МЭР, суммарное производство в пяти машиностроительных отраслях (ОКВЭД 26-30) сократилось по сравнению с 2021 годом на 8,6%. Из всех отраслей обрабатывающего сектора более глубокий спад в этот же период зафиксирован только в деревообрабатывающей промышленности.
Спад был ожидаем. Вернее, он стал ожидаемым, начиная с марта, когда один за другим стали останавливаться автомобилестроительные заводы в связи с решением зарубежных собственников этих предприятий временно или навсегда уйти с российского рынка. В результате, в мае в России было произведено всего 3,7 тыс. легковых автомобилей или 3,3% от результата мая 2021 года. Во втором полугодии динамика выпуска автомобильной техники немного оживилась за счет восстановления деятельности предприятий, выпускающих российские марки, но и они до конца года так и не смогли выйти на уровень производства, который демонстрировали до начала СВО. В целом по итогам года производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (ОКВЭД 29.1) сократилось на 44,7% – это самый глубокий спад в новейшей истории.
Результат автомобилестроения потянул за собой глубоко вниз статистику всего машиностроительного сектора. По оценке экспертов РИА Рейтинг, без учета автомобилестроения результат машиностроительного сектора в 2022 году был околонулевым. При этом в двух из пяти машиностроительных отраслях динамика производства в 2022 году была положительной – в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26) и в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 28).
Таким образом, если вывести за скобки сильнейший спад производства легковых автомобилей, который в некоторой степени был рукотворным, то итог российского машиностроения в 2022 году был не таким уж печальным.
Основные проблемы, которые возникли перед машиностроительным сектором после начала СВО и последовавшими за ней санкциями, лежат на поверхности. Помимо ухода зарубежных собственников предприятий это – нарушение логистических цепочек и сложности с финансированием трансграничных торговых сделок, прекращение поставок комплектующих со стороны контрагентов из недружественных стран, снижение внутреннего потребительского спроса из-за весенней девальвации рубля, рост цен на материалы и сырье и рост кредитных ставок. Все эти проблемы в течение года постепенно в той или иной степени преодолевались – не повсеместно, не сразу и не у всех, но преимущественно – логистика активно переориентировала маршруты, поставщики менялись на представителей дружественных стран, кредитные ставки стали снижаться, а из госбюджета были выделены средства на стимулирование внутреннего спроса.
В любом случае, массового банкротства в секторе не произошло, а некоторые даже выиграли в новых экономических условиях, так как уход зарубежных конкурентов с внутреннего рынка открыл новые просторы для сбыта. Кроме того, СВО повысила спрос на оборонную продукцию.
Нельзя сказать, что все проблемы машиностроителей уже разрешены – это далеко не так. Но уже сейчас понятно, что сектор сохранил работоспособность и способен существовать в отрыве от западных рынков и западных партнеров.
Эксперты РИА Рейтинг ожидают существенного улучшения динамики производства в машиностроительном комплексе в 2023 году. В первую очередь, это обусловлено фактором низкой базы. Как показывает статистика предыдущих кризисов, после глубокого спада положительная динамика производства в машиностроении восстанавливается уже на следующий год.
Прежде всего, следует ожидать «отскока» в легковом автомобилестроении. По оценке экспертов РИА Рейтинг, если ежемесячные объемы производства легковых автомобилей в 2023 году хотя бы сохранятся на уровне, достигнутом в конце 2022 года, то их выпуск в 2023 году может увеличиться примерно на 7%, но, учитывая запуск новых площадок, реальный рост может составить около 10%.
В других машиностроительных отраслях также, скорее всего, произойдет улучшение динамики. Например, ожидается увеличение производства железнодорожной и дорожно-строительной техники за счет реализации крупных инфраструктурных госпроектов – расширение Восточного полигона, строительство нового магистрального газопровода в Китай, строительство автомагистрали М12 Москва-Казань и др. Большие перспективы открываются у российского судостроения и авиастроения, и это обусловлено не только спросом со стороны Минобороны, но и переформатированием гражданского спроса из-за бойкота со стороны западных авиастроителей и корейских судостроителей.
В числе факторов, которые будут оказывать сдерживающее влияние на динамику машиностроительного производства, прежде всего, следует выделить технологический голод. Частично эту проблему можно будет решить за счет импорта недостающих технологий из «дружественных» стран, частично – за счет собственных наработок, но полностью преодолеть дефицит удастся не сразу. Причем, данная проблема является не локальной, а касается практически всех машиностроительных отраслей. Поэтому некоторые виды машиностроительной продукции будут в ближайшие годы выпускаться в технологически упрощенных модификациях, что, возможно, не скажется на количественной динамике производства, но обязательно скажется на качестве и добавленной стоимости выпускаемой продукции.
Также ощутимой проблемой для отрасли может стать кадровый голод. Многие машиностроительные предприятия уже во второй половине 2022 года стали наращивать численность работников в связи с активизацией спроса, и при этом столкнулись с недостатком трудовых ресурсов необходимой квалификации.
Эксперты РИА Рейтинг полагают, что в 2023 году производство в машиностроении вырастет примерно на 5%.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в 2022 году и прогнозы на 2023 года приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2022 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 47 страниц формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»