РИА Рейтинг – 20 июн. Машиностроительный комплекс довольно быстро восстановил положительную динамику после глубокого спада, зафиксированного в прошлом году. Напомним, что по итогам 2022 года объем производства в отрасли снизился по сравнению с 2021 годом на 8,6%, что стало худшим показателем за несколько последних лет. Снижение производства произошло из-за множественных проблем, возникших в российской экономике в связи с комплексными санкциями, введенными против России странами коллективного Запада после начала СВО.
Первые два месяца 2023 года также были отмечены снижением машиностроительного производства. В январе, по оценке МЭР, спад составил в годовом сравнении 2,6%, в феврале – также 2,6%, тогда как в марте производство резко выросло – на 10,0% по сравнению с мартом прошлого года. Отчасти, положительный результат марта обусловлен фактором низкой базы, так как в марте прошлого года уже начал ощущаться эффект санкций, и производство в отрасли снизилось в годовом сравнении на 7,6%.
За счет мартовского показателя суммарное производство в пяти машиностроительных отраслях (ОКВЭД 26-30) в первом квартале 2023 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 1.1%. Восстановление положительной динамики произошло по ряду причин.
Во-первых, постепенно возобновили свою деятельность предприятия, которые снизили или даже остановили производство в первой половине прошлого года. При этом многие предприятия, находившиеся в собственности зарубежных компаний, были проданы или переданы отечественным юридическим лицам, которые в свою очередь обеспечили частичное или полное возобновление производственной деятельности.
Во-вторых, в связи с массовыми торговыми ограничениями западных стран прекратился или существенно снизился импорт большого ассортимента машиностроительной продукции в Россию. В связи с этим мощный импульс получил фактор импортозамещения. Российские предприятия начали осваивать производство продукции, которую раньше не выпускали, либо не могли ее массово внедрять на внутренний рынок из-за высокой конкуренции со стороны зарубежных компаний.
В-третьих, недостаток компетенций при производстве некоторых видов машиностроительной продукции, возникший после ухода западных компаний, был восполнен собственными наработками либо заимствованиями технологий компаний из дружественных стран.
В-четвертых, очевидно, что в текущих геополитических условиях резко повысился спрос на машиностроительную продукцию для оборонного комплекса. Это касается не только специализированных предприятий ВПК, но и «гражданских» заводов, так как многие российские предприятия, созданные еще в советское время, исторически были ориентированы на производство продукции двойного назначения, поэтому смена приоритетов не потребовала у них вложения значительных финансовых и временных ресурсов.
В-пятых, общая экономическая ситуация в стране стала улучшаться – темпы спада ВВП начали сокращаться, строительный сектор продолжил наращивать производство, инвестиции в основной капитал выросли. Все это опосредованно или напрямую положительно повлияло на динамику машиностроительного производства.
Впрочем, многие проблемы, возникшие после начала СВО и введения санкций, не решены в полной мере до сих пор, а некоторые из них возникли буквально в последние месяцы. Это касается и проблемы импортных комплектующих, которая не везде еще преодолена, и проблемы освоения новых рынков сбыта, и проблемы логистики и финансового сопровождения торговых операций. Плюс к этому одной из новоприобретенных проблем машиностроительного комплекса стал острый дефицит квалифицированных и даже не очень квалифицированных кадров. Эта проблема в некоторых случаях стала даже по важности перевешивать все остальные.
При этом, несмотря на неплохой результат в целом, не во всех подотраслях машиностроительного комплекса динамика производства по итогам первого квартала была положительной.
По данным Росстата, из восемнадцати машиностроительных подотраслей (включая отрасль «производство компьютеров электронных и оптических изделий», данные по которому не детализируются), отрицательная динамика по итогам первого квартала 2023 года зафиксирована в восьми.
Как и в прошлом году, наихудший результат получен в машиностроительных подотралях (ОКВЭД 29.10-29.30), где производство сократилось в отчетном периоде более чем на 40%. Автомобилестроение стало испытывать трудности еще в 2021 году из-за дефицита чипов, а в прошлом году фактически оказалась парализованным в связи с закрытием большинства предприятий, принадлежащих иностранным компаниям. Однако постепенно ситуация стала исправляться, и уже в марте темпы спада достигли минимального значения, а по некоторым позициям произошел рост производства.
Также непростая ситуация сохраняется в железнодорожном, сельскохозяйственном и дорожно-строительном машиностроении. Одной из проблем, возникших в последнее время, помимо кадрового дефицита, является острая конкуренция со стороны китайских производителей машиностроительной продукции.
Вместе с тем, высокие темпы роста демонстрируют отрасли и подотрасли, выпускающие оборонную продукцию. Так, производство компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26) выросло на 16,7%, производство прочих транспортных средств (ОКВЭД 30) – на 15,7%. Как заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, в 2023 году объем производства продукции ВПК увеличится по сравнению с 2021-2022 годами не менее чем в четыре раза. При этом объем поставок за первый квартал 2023 года был сопоставим с общим объемом, поставленным за весь 2022 год.
Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам 2023 года динамика машиностроительного производства будет положительной за счет фактора низкой базы и увеличения внутреннего спроса – в том числе со стороны Минобороны. Как свидетельствуют последние данные МЭР, в апреле машиностроительное производство выросло в годовом сравнении на 14,4%. В дальнейшем, темпы роста, скорее всего, будут снижаться из-за ослабления фактора низкой базы, но в целом по итогам 2023 года эксперты РИА Рейтинг ожидают роста машиностроительного производства на 5-10%.
Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении в первом квартале 2023 года, и прогнозы на весь 2023 год Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2023 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 43 страницы формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»