РИА Рейтинг - 3 сен. Благодаря продуманной и последовательной инвестиционной политике правительства Калужской области, в регионе за последние годы активно создаются новые предприятия. Причем речь идет не только о предприятиях малого и среднего бизнеса, но и о крупных заводах всемирно известных компаний – Volkswagen, Volvo, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi, Nestle, Continental и др. Совсем недавно российская группа НЛМК открыла в регионе металлургический завод НЛМК-Калуга мощностью около 1 млн тонн сортового проката в год. В результате, Калужская область стала крупнейшим производителем этой важной для стройиндустрии продукции в Центральном федеральном округе.
Примечательно, что промышленность области прирастает исключительно предприятиями обрабатывающего комплекса. В период с 2005 по 2011 годы объем отгруженной продукции в обрабатывающем секторе промышленности Калужской области вырос почти в 8 раз. Это максимальный результат среди российских регионов.
Создание множества новых предприятий, несомненно, является сугубо положительным явлением – открываются новые рабочие места высокой квалификации, снижается безработица, растет социальное благополучие населения, увеличивается потребительский спрос и прочее.
Но вместе с тем расширение производственной базы вызывает немалую дополнительную нагрузку на инфраструктуру области и, прежде всего, на дорожную инфраструктуру. Одних лишь новых автомобилей в области за год производится более 200 тыс. единиц. Две главные транспортные артерии региона – автомагистраль М-3 «Украина» и железнодорожная магистраль «Москва-Киев» уже с трудом справляются с таким потоком товарной продукции.
Неожиданное соседство озадачило, но не застало врасплох
Дополнительную нагрузку на дорожную инфраструктуру области создаст и развитие Новой Москвы. Ведь сейчас Калужская область фактически является вторым регионом России, которая наряду с Московской областью граничит со столицей. О дорожной проблематике Московской области в связи с соседством со столицей все наслышаны, поэтому можно примерно предположить, что ждет транспортную инфраструктуру Калужской области в ближайшем будущем.
Примечательно, что грузооборот автомобильного транспорта в Калужской области за последние пять лет вырос в 2.1 раза. По этому показателю в Центральном ФО регион уступает только Московской области (2.3 раза).
Впрочем, соседство с Москвой, хотя и может создать на первых порах повышенную нагрузку на транспортную инфраструктуру, в перспективе сулит значительно больше плюсов, чем минусов. Причем именно транспортное сотрудничество станет основной платформой для сотрудничества между областью и столицей. Регион может стать своего рода перехватывающим пунктом грузов, предназначенных для Москвы или следующих через Москву транзитом.
Для реализации этой задачи у области есть неплохой потенциал. Регион отличается хорошим развитием дорожной инфраструктуры, но пока все возможности этой инфраструктуры реализованы далеко не полностью. Согласно данным Росстата, по плотности железнодорожных путей сообщения Калужская область занимает восьмое место в России и пятое в ЦФО, по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – двенадцатое место в России и третьем в ЦФО. Однако по удельному весу автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования – только семьдесят пятое место в России и предпоследнее место в ЦФО.
Таким образом, для решения поставленной задачи потенциал у области большой, но для максимальной его реализации необходимы немалые финансовые средства и оригинальные идеи.
Учитывая федеральное значение транспортной проблемы Москвы, проект по переориентации грузов в Калужскую область может рассчитывать на средства федерального бюджета. Что касается идей, то правительство области уже доказало свою креативность. Еще до принятия решения о расширении Москвы в Калужской области началось создание транспортно-логистических кластеров, расположившихся на опорной транспортной оси региона – трассе М-3.
Грузо-перехватывающая парковка Ворсино, плюс аэропорт поблизости
Инвестиционная стратегия Калужской области предусматривает создание нескольких кластеров различной специализации. Помимо автомобилестроительного, фармацевтического и агропромышленного кластеров, стратегия немалое значение уделяет развитию транспорт-логистического кластера. Для этого выделено три площадки – «Росва» (непосредственно в самой Калуге), Сухиничи и Ворсино. Первые две площадки будут ориентированы преимущественно на обслуживание местных технопарков, а в Ворсино будет создан мультимодальный логистический центр, одной из главных задач которого станет перехватка грузопотоков, следующих через Москву.
Для этого у Ворсино имеется ряд принципиальных преимуществ. Площадка расположена практически на границе с Новой Москвой, в непосредственной близости от автотрассы М-3 и железнодорожной магистрали Москва-Киев. Кроме того, Ворсино находится в пределах Большого Московского кольца, то есть фактически на одинаковом радиусе от столицы с такими городами Московской области, как Дмитров, Серпухов или Воскресенск.
Сейчас АО «РЖД» проводит в Ворсино реконструкцию железнодорожной станции. Кроме того, в рамках создаваемого мультимодального центра ведется строительство грузового железнодорожного, автомобильного и контейнерного терминалов, складского комплекса, дополнительных автомобильных дорог. Общий объем планируемых инвестиций – более 1 млрд евро. Этот проект уже анонсирован, как «крупнейший в России логистический центр мирового формата – Freight Village («Грузовая деревня»).
Важной составляющей этого проекта является наличие собственного аэропорта. До настоящего времени иностранные бизнесмены, прибывающие в Калужскую область, должны были следовать сюда транзитом через Москву, и это создавало для них определенные неудобства. Собственный аэропорт в Калуге (Грабцево) был закрыт еще в 2001 году из-за малой функциональности, невостребованности и недостатка финансирования. Нынешнее правительство одной из первых задач поставило восстановление и расширение аэропорта «Грабцево», но одновременно с этим был взят на заметку еще один аэропорт – Ермолино.
Ермолино до недавнего времени считался военным аэропортом, использовавшимся внутренними войсками. Сейчас его планируется задействовать для решения гражданских задач в рамках новых функциональных возможностей, открывшихся перед Калужской областью.
Этот аэропорт находится в восьми километрах от Ворсино и, в отличие от Грабцево, он уже имеет взлетно-посадочную полосу, способную принимать дальнемагистральные самолеты, но пока не имеет достаточных сопутствующих сооружений и в том числе аэровокзала необходимого класса. Предполагается, что пропускная возможность нового аэропорта составит 6-8 млн человек в год. Запуск его планируется на 2015 год. При этом сейчас прорабатывается проект о запуске прямого железнодорожного сообщения между аэропортом и Москвой, наподобие тех аэроэкспрессов, которые курируют между столицей и тремя московскими аэропортами.
Таким образом, Ворсино вкупе с Ермолино в недалеком будущем станет для Москвы не только грузо-перехватывающим, но и дополнительным пассажиро-перехватывающим пунктом, что еще больше увеличит значение Калужской области в качестве транспортно-логистического узла столичного региона.