РИА Рейтинг - 30 янв. Прошедший год характеризовался рядом структурных изменений в структуре самых дорогих предприятий страны. Среди самых дорогих публичных компаний России в 2013 году наблюдалось сокращение доли компаний добывающего, в том числе нефтегазового сектора. Сдавали свои позиции и предприятия металлургической отрасли. При этом второй год подряд усиливаются позиции банковского сектора, а также компаний, занимающихся информационными технологиями и розничной торговлей. Впрочем, самыми дорогими компаниями страны остаются все-таки преимущественно представители нефтегазодобычи. Об этом свидетельствует рейтинг 100 самых дорогих публичных компаний России, подготовленный агентством РИА Рейтинг по итогам 2013 года.
Первое место в рейтинге со значительным отрывом от конкурентов удерживает «Газпром», капитализация которого на конец 2013 года составила 3286 млрд руб. На втором месте за газовой корпорацией расположился лидер российской нефтедобычи НК «Роснефть» с капитализацией в 2650 млрд руб. В числе лидеров оказались также «Сбербанк», «ЛУКОЙЛ» и «НОВАТЭК», занявший место покинувшего по сравнению с прошлым годом первую пятерку ГМК «Норильский никель».
В целом следует отметить, что по сравнению с прошлым годом позиции нефтегазового сектора в ТОП-100 самых дорогих публичных российских компаний, по оценке экспертов РИА Рейтинг, несколько снизились. В первой десятке, например, представительство компаний отрасли сократилось с 8 до 6. По итогам 2013 года вклад нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в общую стоимость самых дорогих компаний составил 47.9% против 49.3% годом ранее. Всего в рейтинг вошли 14 компаний сектора – наяду с электроэнергетикой это самое большое отраслевое представительство в рейтинге.
Ухудшение позиций нефтегазового сектора в рейтинге характерно практически для всего сырьевого сектора, что в немалой степени обусловлено неблагоприятной конъюнктурой мировой экономики. В схожей ситуации оказались металлурги. Вклад металлургических компаний в суммарную стоимость публичных компаний за год сократилась с 10.1% до 7.4%. Также демонстрировали снижение капитализации компании химической отрасли — прежде всего, из-за сокращения цен на минеральные удобрения. Наряду с сырьевыми отраслями снижение позиций отмечено в машиностроении, которое существенно сократило производство по итогам года.
Вместе с тем, улучшались позиции отраслей, ориентированных на потребительский спрос. В частности, продолжила увеличиваться роль российских банков и компаний сектора финансовых услуг – их доля достигла 14% против 12% годом ранее и 11% на конец 2011 года. Способствовали этому и несколько крупных размещений на зарубежных площадках. До 8.7% с 5.1% увеличилась доля телекоммуникационных компаний. Существенно возрос и вклад ритейлеров – до 4.6% от общей стоимости самых дорогих компаний.
В целом стоимость 100 самых дорогих компаний России за год выросла на 4% до 26 605 млрд руб. При этом 66 компаний из 100 за год смогли нарастить свою капитализацию. Лидером роста стоимости среди ТОП-100 компаний рейтинга в 2013 году стала компания «Yandex». Капитализация этой компании в течение года возросла в два раза, чему способствовали как хорошие показатели самого «Yandex», так и всплеск интереса к компаниям IT-сектора на мировых площадках. В числе лидеров роста также выделяются демонстрировавшие очень успешные финансовые и производственные результаты компании «СТС Медиа», «Магнит», «Аэрофлот» и АФК «Система». Рост капитализации этих компаний составил около 80-90%.
Наибольшее снижение капитализации в 2013 году из компаний, попавших в рейтинг, демонстрировал «Мечел». Капитализация компании в условиях непросто для нее складывавшейся ситуации за год сократилась на 68%. В числе лидеров снижения оказались также предприятия проблемной электроэнергетической отрасли – «Интер РАО», «Иркутскэнерго» и «ФСК ЕЭС», а также представитель транспортного сектора «ДВМП».
В 2014 году, по мнению экспертов РИА Рейтинг, можно будет наблюдать преимущественно тенденции прошедшего года, при этом стоимость самых дорогих компаний может даже несколько снизиться. Основной причиной этому станет неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура как в российской экономике, так и на внешних рынках. Наиболее значительно от этого пострадают компании, связанные с сырьевыми отраслями. В тоже время достаточно успешными могут стать результаты для представителей «защитных» отраслей ритейла и телекоммуникаций. Как всегда могут продемонстрировать высокие темпы роста стоимости компании, работающие в секторе информационных технологий. От них же можно ожидать и увеличение представительства в Топ-100 рейтинга.