Исследования

К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор

Все материалы по теме: Ежеквартальный бюллетень "Машиностроение"

 

РИА Рейтинг – 12 мар. Агрегированный рост производства в трех машиностроительных отраслях по итогам 2012 года составил, по оценке РИА Рейтинг 7.6%. Это почти вдвое меньше, чем в 2011 году, однако в остальных отраслях обрабатывающего сектора темпы роста производства были еще ниже.

Результат машиностроительного комплекса в 2012 году определяли два разнополярных фактора. С одной стороны, происходило затухание спроса на инвестиционное оборудование. С другой стороны, наблюдался рост спроса на машиностроительную продукцию, предназначенную для потребительского рынка. Этот рост также постепенно слабел, но почти до самого конца года он все-таки компенсировал отрицательное воздействие первого фактора.

Одним из наиболее иллюстративных показателей растущего потребительского спроса стал результат легкового автомобилестроения. Выпуск легковых автомобилей за год увеличился на 13.3%, почти достигнув уровня в 2 млн шт. Причем рекордного уровня достигло не только производство, но и продажи. Спрос на легковые автомобили, как и на бытовую технику, по-прежнему поддерживался активным потребительским кредитованием.

Вместе с тем, статистика производства инвестиционной техники была гораздо хуже. По итогам года произошло снижение производства паровых и газовых турбин, зерноуборочных комбайнов и тракторов, кузнечно-прессовых машин и деревообрабатывающих станков, металлургического оборудования, некоторых видов строительного оборудования и пр.

Одним из немногих исключений в этом ряду стала железнодорожная техника. Выпуск грузовых вагонов увеличился за год на 13.3% до рекордного уровня более 70 тыс. единиц. Однако такой результат был в немалой степени обусловлен низкой эффективностью использования вагонного парка. Уже во второй половине года стало понятно, что этот рынок избыточен. Парк вагонов у транспортных компаний увеличивался в последние годы быстрее, чем объемы перевозок в стране. К концу 2012 года профицит вагонов на рынке составил около 240 тыс. шт., то есть почти четверть от всего их парка. По этой причине спрос на вагоны стал быстро сокращаться, и в декабре произошел спад их производства впервые за много месяцев. Одновременно с этим снизилось производство других видов железнодорожной техники.

Впрочем, декабрь стал провальным месяцем не только для вагоностроителей, но и для автомобилестроителей. В IV квартале легковое автомобилестроение стало терять темпы роста производства. В декабре этот показатель составил всего 0.8% – это самый низкий темп роста за несколько лет. По мнению экспертов РИА Рейтинг, автомобилестроительные заводы решили разгрузить свои склады в преддверии нового 2013 года, перспективы которого многими экспертами оцениваются без оптимизма.

Из-за сокращения производства железнодорожной техники и резкого замедления роста в автомобилестроении транспортное машиностроение сократило производство по итогам декабря почти на 10%. В целом же по машиностроительному комплексу спад производства в последнем месяце года составил 7.2%. Этот спад, случившийся под занавес года, фактически завершил трехлетний период, в течение которого машиностроение было одним из основных локомотивов роста всего обрабатывающего сектора промышленности.

Очень вероятно, что 2013 год станет для машиностроения самым трудным годом после кризиса. Во всяком случае, мало надежды на то, что активизируется инвестиционный спрос, а это значит, что динамика производства в подотраслях, выпускающих оборудование инвестиционного назначения, может снова ухудшиться. Кроме того, ожидается замедление роста потребительского спроса, так как банки, скорее всего в 2013 году будут наращивать потребительские кредиты уже не так активно, как в 2012 году. Рост производства легковых автомобилей сохранится, но его темп будет вдвое меньше.

Итоги января 2013 года отчасти подтверждают негативные ожидания. Рост производства в целом по машиностроению составил по сравнению с январем прошлого года всего 1.4%. При этом еще более углубился спад производства инвестиционного оборудования, а негативной динамики удалось избежать только за счет роста производства бытовой техники и легковых автомобилей.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2013 году в целом по машиностроительному комплексу рост производства составит около 4%. Вряд ли в скорой перспективе машиностроение вернется к тем темпам роста, которые наблюдались в 2010-2012 годах. Инерционный разбег после провала в кризисную пропасть 2009 года завершился. 

Подробный анализ тенденций, складывающихся в российском машиностроении в течение 2012 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2012 года», подготовленном экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг».