Рэнкинги

Рейтинг стран по размеру минимальных зарплат-2013

10:20 05.03.2013

РИА Рейтинг – 5 мар. Минимальная заработная плата, являющаяся показателем социальной защиты населения, регулируется в большинстве развитых стран, и Россия здесь не является исключением. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней доходов. В нашей стране в качестве такого социального показателя выступает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который должен обеспечивать этот уровень. 

Люксембург и Молдова: два разных представления о бедности

Рейтинг стран по размеру минимальных зарплат-2013
Рейтинг стран по размеру минимальных зарплат-2013

Рейтинг стран по размеру минимальных зарплат-2013

С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда в России был увеличен на 13% и достиг 5205 руб. Впрочем, на место России по уровню минимальных заработных плат в Европе это не повлияло. Россия сохраняет за собой невысокую 23-ю позицию из 27 возможных по абсолютному уровню МРОТ и входит в последнюю тройку стран по величине минимальных зарплат с учетом паритета покупательной способности. Об этом свидетельствуют результаты рейтинга стран по размеру МРОТ, подготовленного экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» с учетом изменений минимальных заработных плат в различных странах с 1 января 2013 года.

Согласно результатам рейтинга, лидирует по гарантированному минимуму оплаты труда, как и в двух предыдущих годах, Люксембург, где минимальная заработная плата, исходя из полной стандартной занятости, в начале 2013 года в пересчете на российские рубли в абсолютном выражении составляет 75.6 тыс. руб. в месяц. В первой тройке рейтинга расположились также Бельгия и Нидерланды с минимумом на уровне 60.6 тыс. руб. и 59.3 тыс. руб. Более 50 тыс. рублей составляет МРОТ в таких странах как Ирландия, Франция и Великобритания.

Замыкает рейтинг Республика Молдова с величиной МРОТ в 1490 российских рублей. В этой стране, в том числе и из-за финансовых причин, МРОТ не пересматривался с 2009 года. В последней тройке также расположились Казахстан и Украина с минимальными заработными платами на уровне 3.7 тыс. руб. и 4.2 тыс. руб., однако в отличие от нашей страны, МРОТ в этих государствах соответствует прожиточному минимуму. 

Россия, расположившись между Республикой Беларусь и Румынией, по абсолютной величине минимальных заработных плат по состоянию на начало 2013 года занимает только 23 место из 27 стран, попавших в рейтинг. В 2011 и 2012 годах Россия находилась в рейтинге на этой же позиции, и даже повышение МРОТ с 2013 года не изменило ситуации. В нашей стране МРОТ составляет 5205 рублей. Причем отставание по МРОТу даже от Латвии, занимающей двадцатое место в рейтинге, уже почти двукратное. Соотношение МРОТ и прожиточного минимума за год возросло, но только на несколько процентных пунктов. В России минимальная заработная плата по-прежнему составляет около 70% от объема средств, необходимых для выживания.

Наибольший рост МРОТ в национальной валюте по сравнению с началом 2012 года по понятным причинам наблюдался в Республике Беларусь – на 39.5%. В пересчете на российские рубли эта величина в стране возросла на 30%. На 25% вырос МРОТ в национальной валюте в Литве, на 18% в Турции. Снижение МРОТ наблюдалось только в двух странах. В многострадальной Греции минимальный уровень заработных плат сократился на 22%, а в Румынии он уменьшился на незначительные 3%.

Следует отметить, что МРОТ в его общепринятом представлении есть далеко не во всех странах Европы. Например, в Германии, как и в ряде других стран, МРОТ в определенной степени подменяют отраслевые соглашения, определяющие заработные платы отдельных профессий. Впрочем, дебаты о необходимости введения МРОТ в этой стране активно ведутся в последние годы, и в 2011 году правительством Германии уже законодательно был установлен МРОТ для ряда категорий граждан, прежде всего, временных сотрудников. Возможно, этот шаг послужит сигналом и для других стран, пока не использующих полноценно в социальном регулировании минимальную заработную плату. 

Бедняки на Украине на 25% богаче бедняков в России

Следует отметить, что величина минимального размера оплаты труды не является полноценным индикатором социальной защищенности бедных слоев населения, так как цены в разных государствах на продукты и услуги могут существенно отличаться. Для большей иллюстративности любопытно сравнить размеры МРОТ с учетом паритета покупательной способности (ППС). То есть пересчитать величину минимальных заработных плат с учетом разницы в ценах.

Согласно расчетам экспертов РИА Рейтинг с использованием данных МВФ, результаты для России с учетом ППС становятся еще более печальными. Россия с расчётным МРОТ на уровне 223 долл. США занимает только 25 место в рейтинге из 27 возможных, отставая от находящейся на следующей позиции Украины почти на 60 долл. Хуже чем в России, с учетом разницы в ценах на товары и услуги, ситуация только в Казахстане (МРОТ с учетом ППС составляет здесь 144 долл.) и Молдове – 85 долл. От Республики Беларусь, например, мы отстаем уже почти в два раза, от среднеевропейской величины в 823 долл. – в 3.7 раза.

Лидирует по размеру минимальной оплаты труда с учетом паритета покупательной способности все тот же Люксембург с 1750 долл. США, далее следуют Ирландия с 1660 долл. и Нидерланды с 1651 долл.

Еще один показатель, характеризующий свойства МРОТ – его соотношение к величине среднего чистого заработка в стране. Оно, по сути, демонстрирует потенциальный разрыв в доходах населения между низкооплачиваемыми и среднестатистическими работниками. Чем ниже соотношение, тем он глубже. Причем, этот разрыв является узаконенным, так как величина минимального заработка устанавливается не рыночно, а декларативно.

На начало 2013 года последние места по этому показателю занимают Россия, Молдова и Казахстан, причем с большим отрывом от остальных стран Европы. В этих трех странах МРОТ составляет только около 20% от среднего заработка в стране, что является крайне низким значением и создает предпосылки для дикого неравенства в доходах. При этом в остальной Европе ситуация кардинально иная. В следующих далее Чехии, Республике Беларусь и Украине соотношение уже превышает 40%. Лидируют по этому показателю Словения, Бельгия и Венгрия, где МРОТ составляет более 60% средних доходов жителей. 

Также можно отметить, что если сравнивать отношение годовой минимальной заработной платы в стране к объему ВВП на душу населения (по данным МВФ в 2011 году), то хуже чем в России ситуация обстоит только в Казахстане. Относительно создаваемого на одного гражданина экономикой страны продукта уровень гарантированного зарплатного минимума в России ниже, чем у практически всех европейских стран, включая бывшие республики СССР. Причем подобная ситуация наблюдалась и в рамках исследований в предыдущие годы.

То, что в относительных величинах российский минимум уступает не только западной Европе, но даже не самым богатым соседям, факт конечно печальный, но трактовать его можно по-разному. Прежде всего, он снова поднимает вопрос о целесообразности самого понятия МРОТ в России, особенно в сравнении его с прожиточным минимумом. Конечно, речь не идет о его полной отмене, так как необходимость этого минимума прописана в главном законе страны - Конституции. Кроме того, Россия является социально ориентированным государством или, по крайней мере, пытается стать таковым. В связи с этим отказ от хотя бы таких минимальных гарантий обществу существенно ухудшит защищенность беднейших слоев населения.

Решением проблемы могло бы стать приведение МРОТ к величине прожиточного минимума с одновременным повышением гибкости использования этого инструмента в интересах работодателей. Возможно, по мнению экспертов РИА Рейтинг, повышение МРОТ можно было бы сопровождать некоторыми компенсирующими бизнесу мерами, особенно в небогатых регионах. Такие меры определяются проблемой удержания баланса между повышением минимального размера оплаты труда и нейтрализацией возможных негативных явлений в экономике – рост расходов на оплату труда может привести к сокращению производства и росту безработицы, причем в первую очередь пострадают как раз и без того депрессивные регионы. При этом в целом, по мнению экспертов РИА Рейтинг, отечественная экономика обладает достаточным запасом прочности, чтобы без существенных потрясений пережить именно эту дополнительную нагрузку.