Исследования

Машиностроение в I квартале: пора переходить на ручное управление

Все материалы по теме: Ежеквартальный бюллетень "Машиностроение"

РИА Рейтинг - 11 июн. В прошлом году машиностроительный комплекс показал лучший результат в обрабатывающем секторе промышленности, хотя уж в конце года было понятно, что отрасль начинает скатываться в кризис, примерно такой же, какой она пережила в 2009 году. Результаты первого квартала, к сожалению, эти предположения подтвердили. По оценке экспертов РИА Рейтинг, спад производства в машиностроении составил 5.7%, что стало одним из худших результатов среди отраслей обрабатывающего сектора.

Можно было бы во всем обвинить вступление России в ВТО, но этот фактор имел ограниченный «радиус поражения» и не стал решающим. Импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья в 2013 году действительно растет, но не активно. В первом квартале он вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года всего на 2% в денежном выражении.

Массовое инвестиционное недомогание

Основная причина падения производства в отрасли – сокращение инвестиционного спроса в стране. Машиностроение является одним из наиболее чувствительных к ухудшению инвестиционного климата секторов российской экономики. Напомним, что в 2008 году во многих машиностроительных подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование, падение производства началось за несколько месяцев до августа. Примерно также развивается ситуация и сейчас. ВВП еще демонстрирует вялый рост, но машиностроение уже идет под гору.

Динамика производства большей части инвестиционного оборудования в первом квартале 2013 года была отрицательной. Причем темпы спада были пугающе большими. Производство зерноуборочных комбайнов сократилось по сравнению с прошлым годом на 14%, экскаваторов – на 17.3%, тракторов для сельского хозяйства – на 21.6%, грузовых вагонов – на 23.9%, турбин и генераторов – вдвое меньше.

Значительно лучше чувствуют себя те подотрасли машиностроения, которые ориентированы на потребительский спрос. Например, производство бытовых приборов выросло в отчетном периоде почти на 10%. При этом выпуск холодильников увеличился на 5.2%, стиральных машин – на 20.1%, пылесосов – на 24.9%.

Впрочем, в текущем году и внутренний потребительский спрос тоже начинает сбоить. Это хорошо видно на примере автомобильного рынка, продажи на котором начали сокращаться в марте, что повлекло за собой резкое сокращение производства легковых автомобилей. В марте их выпуск сократился на 8.1%.

Методы реанимации примерно известны

Таким образом, российское машиностроение сейчас вступает в новый виток кризиса, который по глубине спада производства может быть не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. И также, как и в 2009 году, машиностроители надеются не столько на свои силы, сколько на помощь правительства.

Напомним, что выйти из кризиса 2009 года машиностроение смогло за счет нескольких стимулирующих мер правительства. В частности, все хорошо помнят программу утилизации старых автомобилей, которая ненадолго продлила жизнь автовазовской «классике» и заодно спасла весь автомобилестроительный сектор. Эта программа стала своего рода триггером цепной потребительской реакции на автомобильном рынке. На протяжении трех лет, вплоть до второй половины прошлого года легковое автомобилестроение было главной движущей силой всего машиностроительного комплекса России.

Также хорошо помог механизм реализации договоров о предоставлении мощности в энергетике, внедренный в период острой фазы кризиса, когда инвесторы стали отказываться от ранее взятых обязательств по строительству электростанций. Механизм ДПМ фактически свел на нет риски инвесторов, в результате чего электростанции стали расти, как грибы, а вместе с ними улучшились производственные и финансовые результаты изготовителей турбин и генераторов.

Кроме того, были вложены немалые средства в докапитализацию «Росагролизинга», который смог поддержать на плаву сельскохозяйственное машиностроение. В свою очередь либерализация рынка железнодорожных перевозок стимулировала резкое увеличение производства грузовых вагонов. Правда, уже в 2012 году выяснилось, что механизм либерализации оказался не очень отлаженным, в результате чего на рынке вагонов образовался пузырь, схлопывание которого мы сейчас наблюдаем.

Снова лечим болезнь, а не больного

Сегодня у правительства также есть в запасе несколько задумок, которые оно уже начало реализовывать, или только собирается. Например, речь идет о федеральной программе субсидирования производителей сельскохозяйственной техники. Суть ее в том, что заводы продают технику аграриям с 15-процентной скидкой. В свою очередь, Минсельхоз возмещает эту скидку производителям. Не очень изобретательно, но, надо полагать, действенно. Возможно, уже во втором полугодии динамика производства комбайнов и тракторов улучшится. Во всяком случае, есть такая надежда.

Вагоностроители в скором времени также могут получить поддержку в виде запрета на процедуру продления срока службы старых вагонов. Эта мера сейчас активно обсуждается участниками рынка и, скорее всего, она будет введена в скором времени. Пока только не ясно будет ли это жесткий запрет, или правительство только ограничит сроки продления. В любом случае, перевозчикам придется раскошелиться на обновление своего парка.

Обсуждаются также варианты возрождения программы утилизации в различных машиностроительных отраслях, вплоть до судостроения. Вполне возможно, что где-нибудь эта мера снова «выстрелит». В том числе, в автомобилестроении, которое срочно нуждается в какой-то внешней поддержке.

Таким образом, с помощью очередного перехода на ручное управление российское машиностроение может продержаться некоторое время выше ватерлинии до того момента, когда инвестиционный спрос в стране возобновит рост. А в том, что он рано или поздно будет расти, можно почти не сомневаться, так как скоро начнется новый виток инфраструктурных мегапроектов – от ЧМ-2018 до газификации и нефтехимизации Дальнего Востока, которые придадут очередной импульс не только машиностроению, но и многим другим отраслям промышленности.

Проблема заключается лишь в том, что подобные меры стимулирования с некоторым успехом позволяют выживать в периоды острых кризисов, но, как показал опыт, они не ведут к повышению эффективности и конкурентоспособности отрасли. За последние годы конкурентоспособность российской машиностроительной продукции если и росла в отдельных ее секторах, то только за счет создания сборочных предприятий, которые выпускают французские автомобили, германские электровозы и другие виды заграничной техники, успешно противостоящие на внутреннем рынке своим импортным близнецам.

Единственный прорыв и гордость новейшей истории – это «Суперджет 100», но, во-первых, он пока еще не доказал своей рыночной состоятельности, а, во-вторых, его комплектация в значительной мере тоже не отечественного происхождения.

Подробный анализ тенденций, складывающихся в российском машиностроении в течение января-марта 2013 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2013 года», подготовленном экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг».