Москва, 27 мар - РИА Новости.
Нефтезависимый бюджет
Разговоры о налоговой нагрузке или перегрузке различных отраслей экономики ведутся довольно давно. Судя по жалобам руководителей крупных нефтяных компаний, нефтегазовая отрасль, например, буквально изнемогает под тяжестью налогового бремени. Налог на добычу полезных ископаемых, пошлины на нефть и газ изымают из оборота корпораций существенную долю денежных средств и снижают инвестиционный потенциал отрасли.
Но нефтегазовая отрасль в силу своих особенностей является основным кормильцем российского бюджета, и здесь очень важен баланс между интересами государства и интересами компаний, получающих доход от углеводородов.
Только ли нефтяники являются основными источниками налогов для бюджета, и как обстоят дела в других отраслях, кто в большей степени страдает от налогового бремени, и есть ли возможности у правительства для налогового маневра?
Как распределена налоговая нагрузка
Эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости выяснили, как распределена налоговая нагрузка в отраслях и подготовили рейтинг отраслей российской экономики по уровню налоговой нагрузки. Рейтинг был построен путем ранжирования отраслей по соотношению полученных в 2011 году в консолидированный бюджет России налогов и сборов (без учета НДФЛ) к отраслевому обороту.
Целью рейтинга являлось определение степени неравномерности распределения налоговой нагрузки в различных отраслях экономики России и выявление отраслей, которые в большей или меньшей степени зависят от налогового бремени. Анализ рейтинга позволяет оценить, с каким уровнем налогообложения и объемом налоговых платежей сталкивается непосредственно бизнес в зависимости от того, в какой сфере ведется предпринимательская деятельность.
Согласно полученным результатам, нефтегазодобывающий сектор действительно больше всех остальных отраслей обременен налогами – как в абсолютном, так и в относительном выражении. Более трети оборота предприятий отрасли уходит в бюджеты различных уровней. Если еще вычесть себестоимость добычи и затраты на транспортировку углеводородов, то получается, что инвестиционные возможности отрасли крайне ограничены.
Нефтянке не хватает денег на развитие
В связи с этим, периодически обсуждающиеся варианты по усилению фискального давления на нефтяников, требуют очень тщательного изучения и осторожности в практическом применении. Состояние отрасли сейчас и так уже не является оптимальным. Добыча растет на единицы миллионов тонн в год, разведочное бурение также растет медленно, а новых Самотлоров в ближнесрочной перспективе не предвидится.
По мнению экспертов «РИА-Аналитика», усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль с целью решить бюджетные проблемы может еще сильнее замедлить развитие основного донора.
Экономическая несправедливость или специфические различия?
Налоговая нагрузка других отраслей гораздо ниже, при этом разница между показателями первой и последней отрасли рейтинга (нефтегазодобывающей промышленностью и воздушным транспортом) – более чем 70 раз. У непосвященного может сложиться мысль об экономической несправедливости. Отчасти это так, но следует учитывать, что разный уровень налоговой нагрузки во многом обусловлен разной структурой производственных затрат.
В отраслях обрабатывающего сектора доля затрат на приобретение сырья и материалов выше, чем в отраслях добывающего сектора и сфере услуг. Кроме того, значительную долю затрат во всех отраслях составляет фонд оплаты труда, соответственно затраты и прибыль отраслей сильно зависят от численности работников и уровня заработных плат.
Этот тезис подтверждается при сопоставлении уровня рентабельности в отраслях российской промышленности. Самый высокий уровень эффективности (она как раз и выражается рентабельностью) по итогам 2011 года отмечается в добывающих отраслях, и это при том, что в нефтегазодобывающей промышленности самый высокий уровень налоговой нагрузки. В нефтепереработке и металлургии, несмотря на относительно невысокий уровень налоговой нагрузки, рентабельность ниже.
Как следствие, в различии затрат и рентабельности и кроется, как правило, краеугольный камень такого диссонанса налоговой нагрузки в экономике. Поэтому нельзя говорить, что бизнесменам в отраслях с высокой налоговой нагрузкой живется однозначно хуже, чем предпринимателям в отраслях с небольшим объемом налогов относительно выручки или оборота.
Отрасли с невысоким уровнем налоговой нагрузки зачастую находятся в худшем финансовом положении, чем отрасли с высоким уровнем налоговой нагрузки, а повышение налогов для них может привести к массовому банкротству предприятий. Например, если довести налоговую нагрузку в сельском хозяйстве до нефтяного уровня, то сельхозпроизводителей в нашей стране не останется – просто в силу преимущественно изначально низкой прибыльности этого бизнеса. Рост налогового бремени может сделать сельское хозяйство просто катастрофически невыгодным.
На существенную неравномерность налогового бремени указывает и еще один интересный аспект – вклад отрасли в ВВП страны. Здесь самые большие диспропорции наблюдаются у нефтегазодобывающей отрасли – создавая менее 10% ВВП, отрасль обеспечивает поступление более 30% налогов в бюджет. На другом полюсе находится сельское хозяйство – более 3% ВВП и только около 0.1% налоговых поступлений.
Низкая налоговая нагрузка – еще не гарантия успеха
Несмотря на все вышеуказанное, тем не менее, можно выделить несколько довольно благополучных отраслей, уровень налоговой нагрузки в которых относительно невысок. Например, в металлургии доля налогов в обороте составляет 2.5%, в химической промышленности – 3.1%, в нефтепереработке – 5.8%. Налоговая нагрузка этих трех отраслей примерно соответствует ситуации в текстильной промышленности, которая в России уже давно «дышит на ладан». Все эти три отрасли могут быть объединены по признаку – высокая рентабельность (все в первой десятке отраслей по этому показателю) и низкая налоговая нагрузка. Например, химическая отрасль - 3-я в экономике по рентабельности и только 19-я из 26-ти по налоговой нагрузке.
И если металлурги в течение последних лет серьезно модернизировали свои производственные мощности, то нефтепереработка, несмотря на невысокую налоговую нагрузку, выглядит не лучшим образом. Во всяком случае, глубина нефтепереработки продолжает падать, и по итогам 2011 года достигла многолетнего минимума, а попытка правительства изъять из оборота неэкологичный бензин Евро-2 закончилась, мягко говоря, неуспехом, потому что НПЗ «не успели».
Впрочем, невысокая налоговая нагрузка в металлургии, химической промышленности и нефтепереработке во многом связана с действием двух факторов. Во-первых, в структуре их себестоимости значительную долю занимают материальные затраты, которые сокращают налогооблагаемую базу по налогу НДС. Во-вторых, эти отрасли являются экспортоориентированными (более трети их продукции продается за рубеж), а при экспорте продукции предприятия имеют право вернуть НДС, что также снижает налоговую нагрузку.
Лучшее враг хорошего
В целом, как показал анализ, при необходимости у правительства имеется потенциал для налогового маневра в отношении ряда отраслей. Но в какой степени смогут выдержать дополнительную налоговую нагрузку предприятия тех или иных сегментов экономики без ухудшения эффективности, пока неизвестно.
Курс на модернизацию страны предполагает создание благоприятных налоговых условий для обрабатывающих отраслей, но снижение налогов в одном секторе создает «соблазн» увеличить его в другом, и очевидным претендентом на повышение налогообложения могут казаться добывающие отрасли, которые и так находятся не в лучшей точке траектории своего долгосрочного развития.
Единственным выходом при осуществлении налоговых маневров является соблюдение баланса, пусть даже не всегда оптимального, как это имеет место сейчас. В любом случае, изменение сложившегося «статус кво» без тщательных расчетов может повлечь за собой крайне неблагоприятные последствия.