РИА Рейтинг – 18 мар. Российское машиностроение довольно быстро восстановилось после кризисных проявлений в отечественной экономике, наблюдаемых в период эпидемиологических ограничений 2020 года. Впрочем, даже непростой 2020 год машиностроители закончили с плюсом. В течение 2021 года МЭР несколько раз пересматривало результаты, и оценка 2020 года менялась от минус 0,5% до плюс 2,4% в конечном варианте. В 2021 году результат многократно улучшился, и рост составил 9,7%, что стало самым высоким показателем за последние десять лет.
Отчасти такой результат обусловлен фактором низкой базы, который в наибольшей степени проявился во втором квартале, когда рост производства в машиностроении составил в годовом сравнении 28,1%. В третьем и четвертом кварталах темпы роста были значительно ниже – соответственно, 3,0% и 4,7%.
Наряду с фактором низкой базы на результат машиностроения в отчетном периоде повлиял фактор отложенного спроса, который привел к дефициту некоторых видов машиностроительной продукции из-за простоя многих предприятий в период карантинных ограничений.
Кроме того, потребители активизировали закупки оборудования из-за опасений его подорожания вследствие ожидаемого повышения утилизационного сбора, курсовых колебаний и бурного роста цен на металлы и полимеры, наблюдавшегося на мировом и внутреннем рынках с середины 2020 года.
Также положительное влияние на динамику производства в отрасли оказали государственные меры стимулирования спроса на машиностроительную продукцию.
В числе негативных факторов, помимо удорожания сырья и материалов, следует выделить дефицит чипов, отрицательно повлиявший, в первую очередь, на выпуск электроники и легковых автомобилей, производство которых во второй половине 2021 года стало резко снижаться.
Рост производства по итогам 2021 года отмечен во всех пяти машиностроительных отраслях. Самый высокий темп роста зафиксирован в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (код ОКВЭД–29) и в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД-28). В обеих отраслях темп роста составил в 2021 году 13,8%.
Высокий темп роста в автотранспортном машиностроении произошел как за счет фактора низкой базы, так и за счет отложенного спроса. При этом, как уже говорилось выше, во втором полугодии из-за недостатка чипов и бурного роста цен на автомобильную продукцию, производство автомобильной техники стало быстро снижаться. Так, в четвертом квартале выпуск легковых автомобилей снизился в годовом сравнении на 17,1%.
В свою очередь, высокий темп роста производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в основном, обеспечен сельскохозяйственным машиностроением, которое стало лучшим среди машиностроительных подотраслей по динамике – рост производства здесь составил в 2021 году 25,6%. Такой результат обусловлен увеличением прибыли аграриев и мерами господдержки по стимулированию внутреннего спроса.
Единственной подотраслью машиностроительного сектора, где по итогам 2021 года зафиксирован отрицательный результат, стало производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава. По сравнению с 2020 годом спад производства железнодорожной техники составил 8,2%. При этом выросло производство грузовых вагонов и магистральных тепловозов, но снизился выпуск пассажирских вагонов и магистральных электровозов, что обусловлено сокращением закупок со стороны РЖД.
Прогноз состояния машиностроительной отрасли в 2022 году сейчас крайне затруднен в связи с резким обострением геополитической ситуации.
Экономическая изоляция России в следствие санкций для машиностроителей может иметь разнозначащие последствия. С одной стороны, в сложившихся условиях открывается простор для импортозамещения и увеличения продаж на внутреннем рынке.
С другой стороны, изоляция к приведет резкому сокращению внешних рынков сбыта и к нарушению технологических связей с западными партнерами, к дефициту комплектующих и, как результат, к торможению производства по многим видам продукции, как минимум, в краткосрочной перспективе. Например, с большими проблемами могут столкнуться автомобилестроители, производители бытовой техники и электроники и другие предприятия. Вместе с тем, по всей видимости, увеличится интенсивность производства оборонной техники, а также оборудования, задействованного в инфраструктурном строительстве.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в 2021 году и прогнозы на 2022 год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2021 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 37 страниц формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»