РИА Рейтинг – 1 июл. Снижение ВВП в мае, по оценке МЭР, составило 4,3%, что на 1,5 п.п. хуже, чем в апреле. Таким образом, развитие кризиса происходит скорее по аналогии с 2008-2009 годами, чем с 2020 годом – снижение экономики постепенно углубляется до некоторого «дна», после чего происходит такой же постепенный подъем к поверхности.
Основной вклад в отрицательную динамику вносит слабый потребительский спрос. Розничная торговля сократилась по сравнению с маем прошлого года на 10,1% преимущественно из-за резкого спада продаж непродовольственных товаров. При этом потребительское кредитование сократилось более чем на треть, а реальная начисленная зарплата – на 7,2%.
Также постепенно углубляется спад в транспортной отрасли – грузооборот снизился за год на 1,8%, тогда как в апреле темп снижения составлял 1,5%. Сокращение происходит из-за нарушения логистических цепочек в западном направлении и закрытия южных аэропортов. Кроме того, из-за снижения экспорта газа на 6% сократился грузооборот трубопроводного транспорта.
В промышленности производство снизилось в мае на 1,7% против 1,6% в апреле, то есть существенного ухудшения динамики не произошло. Как и следовало ожидать, тяжелее всего начавшийся кризис переживает обрабатывающий сектор, где спад в мае составил 3,2%, но и здесь ситуация в разных отраслях развивается по-разному.
Самый глубокий спад наблюдается в транспортном машиностроении – на 66% по сравнению с маем прошлого года. При этом фактически обнулилось производство легковых автомобилей – за месяц их было выпущено всего 3,7 тыс. единиц, что является историческим антирекордом.
Машиностроительный комплекс изначально рассматривался как самое слабое звено промышленного сектора в складывающихся условиях из-за его большой зависимости от импортных комплектующих. Однако и здесь ситуация складывается неоднозначно. В частности, отметим, что производство компьютеров, электронных и оптических изделий стало лидером среди отраслей обрабатывающего сектора – рост составил 36,2%. В данном случае, возможно, сказался импортозамещающий эффект. Также существенный рост отмечен в производстве летательных аппаратов – на 14,6%, что можно объяснить увеличением спроса на эту продукцию со стороны армии.
В добывающем секторе существенного ухудшения не произошло. Напротив, темпы спада в мае были меньше, чем в апреле. Экспорт нефти, несмотря на все санкционные и логистические преграды, растет, что позволяет частично разгрузить затоваренный внутренний рынок. Гораздо сложнее с экспортом газа, трубопроводные поставки которого в Европу становятся все меньше и меньше, но пока добыча поддерживается за счет закачки газа в российские газохранилища. Темп спада добычи угля в мае сократился до 4,8% с 9,1% месяцем ранее за счет постепенной переориентации транспортных потоков с запада на восток, однако этот процесс не бесконечен, потому что БАМ и Транссиб уже работают с перегрузкой, а в августе вступает в силу полный запрет на поставки российского угля в Европу.
Среди всех экономических секторов лучшую динамику продолжают демонстрировать строительный сектор, который растет за счет реализации инфраструктурных госпроектов и строительства жилья. Также положительную динамику демонстрирует сельское хозяйство – в текущем году в России ожидается очередной рекордный урожай.
Таким образом, если не считать глубокого спада розничной торговли, оперативные экономические показатели пока не шокируют. Однако в дальнейшем динамика, скорее всего, будет ухудшаться. По мере того, как будут иссякать запасы импортных комплектующих и материалов, закупленных до введения санкций, возможности предприятий сохранять объемы производства на текущем уровне будут снижаться. При этом вряд ли произойдет улучшение потребительского спроса, а вдобавок, скорее всего, начнется спад инвестиционного спроса.
Импортозамещающие процессы отчасти компенсируют спад в промышленности, но не во всех отраслях, что обусловлено недостатком собственных технологий. Кроме того, дополнительной проблемой для создания новых предприятий становится укрепление рубля, которое снижает конкурентоспособность российской продукции. При текущем курсе наиболее привлекательной бизнес-стратегией становится импорт. Например, китайские легковые автомобили, выпускаемые в России, сейчас уже значительно дороже аналогичных автомобилей, выпускаемых в Китае.
Трудно предположить, когда будет достигнуто «дно» кривой ВВП. По аналогии с кризисом 2008-2009 годов, отрицательная динамика будет продолжаться двенадцать месяцев, и пик спада придется примерно на середину этого периода, то есть на сентябрь-октябрь, после чего темпы спада начнут снижаться – сначала за счет фактора низкой базы, затем за счет восстановительных процессов. При этом на пике месячный спад может превысить 10%.
Эксперты РИА Рейтинг сохранили прогноз по спаду ВВП по итогам 2022 года на уровне 8%.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»