РИА Рейтинг – 16 дек. В 2024 году российское машиностроение второй год подряд стало одним из лидеров по темпам роста производства в промышленности. По оценке МЭР, в январе-сентябре текущего года суммарный рост производства в пяти машиностроительных отраслях (ОКВЭД 26-30) составил 20,0%. Среди отраслей обрабатывающей промышленности более высокий темп роста за этот период зафиксирован только в производстве готовых металлических изделий (+32,0%), где велика доля продукции ОПК. Машиностроение в текущем году, как и в прошлом, также много выиграло от спроса со стороны Минобороны, но в данном случае речь не об этом. Эксперты РИА Рейтинг полагают, что в 2025 году темпы роста могут существенно снизиться за счет нескольких факторов.
Во-первых, пресловутый фактор высокой базы. Наращивать третий год подряд производство темпами, выраженными двузначными цифрами, довольно трудно даже в стандартных условиях. В январе-сентябре производство компьютеров и электроники (ОКВЭД 26) и прочих транспортных средств (ОКВЭД 30) выросло, соответственно, на 32,6% и 27,3%. Даже в случае сохранения гособоронзаказа на прежнем уровне достигнуть таких же высоких темпов рост в 2025 году не позволит ограниченность производственных мощностей. Эксперты РИА Рейтинг надеются, что рост производства в двух этих отраслях в будущем году сохранится, но темпы роста будут ниже 10%, что сильно поубавит потенциал всего машиностроительного сектора.
Во-вторых, высокие процентные ставки – один из главных факторов снижения инвестиционной активности бизнеса и покупательной способности физических лиц. В связи с этим спрос на машиностроительную продукцию стал падать уже в текущем году, и в будущем году многие предприятия начнут снижать выпуск техники. Большая ее доля покупается на заемные деньги – в кредит или лизинг – и при текущих ставках потребитель, скорее всего, отсрочит свои планы до лучших времен. В частности, это касается аграриев, которые и в текущем году были малоактивными покупателями. Спрос на легковые автомобили со стороны населения также сократится.
В-третьих, кадровый дефицит, который резко обострился в текущем году, вряд ли удастся преодолеть в ближайшее время. Для машиностроения этот фактор особенно болезненный, так как речь идет не просто о трудовых ресурсах, а о кадрах повышенной квалификации, подготовить которые в сжатые срок нереально.
В-четвертых, отрицательно скажется затоваренность на отдельных рынках машиностроительной продукции. В прошлом году и в начале текущего года китайцы очень сильно наращивали экспорт своей техники в Россию, у дилеров накопились большие запасы, которые будут распродаваться в будущем году. В частности, это касается дорожно-строительной техники. Кроме того, в избыточном состоянии сейчас находится рынок грузовых вагонов. Их выпуск в текущем году может достичь 70 тыс. единиц, но АО «РЖД» уже не раз обращало внимания на перегруженность сети. При этом инвестпрограмма АО «РЖД» на 2025 год снижена на 40%, сокращены планы по закупке локомотивов по сравнению с предыдущими годами.
В-пятых, неминуем дальнейший рост цен по всем категориям и линейкам оборудования – как отечественного (из-за роста издержек), так и импортного (из-за ослабления рубля), что вкупе с высокими процентными ставками значительно снизит платежеспособность потребителей.
Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что в 2025 году произойдет снижение производства в ряде машиностроительных секторов: в автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, в железнодорожном машиностроении. Также, учитывая начавшуюся стагнацию в строительстве и в металлургии, ожидается ухудшении динамики производства в дорожно-строительном машиностроении и в производстве металлургического оборудования.
Один из немногих секторов, где динамика производства может улучшиться – это энергетическое машиностроение. В 2024 году обострилась проблема недостатка электрогенерации на Юге и Дальнем Востоке, и в связи с этим в ближайшее время ожидается увеличение спроса на отечественные генераторы и турбины. Отметим, что в текущем году запущен первый энергоблок с высокомощной отечественной газовой турбиной, что открывает новые возможности для российского энергетического машиностроения в ближайшем будущем.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, по итогам 2024 года рост производства в машиностроении составит около 15%. Однако в 2025 году темпы роста будут исчисляться единицами процентов.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения за девять месяцев 2024 года приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2024 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 46 страниц формата А4, включая 20 графиков и 17 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, МЭР, Минпромторга, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
Центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» – один из ведущих аналитических центров России, ведущий свою историю с 2011 года, специализируется на оценке финансово-экономического положения стран, регионов, компаний, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности РИА Рейтинг являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, других экономических субъектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»