РИА Рейтинг – 21 мар. Кризис 2022 года, в отличие от предыдущих кризисов XXI века, был вызван не экономическими причинами, а скорее политическими, и проистекал он сравнительно недолго. При этом российское машиностроение, которое, казалось бы, наиболее уязвимо от ухода западных технологий и недостатка импортных комплектующих, в 2023 году продемонстрировало лучший результат в промышленности.
По оценке МЭР, рост машиностроительного производства (ОКВЭД 26-30) составил 21,1%, что стало максимальным значением за многолетний период. В последний раз более высокий результат получен в 2010 году (+24,4%) на отскоке от кризисного результата 2009 года. В 2023 году фактор низкой базы также проявил себя, но в значительно меньшей степени, чем в 2010 году, так как машиностроительное производство выросло не только по сравнению с 2022 годом, но и значительно (примерно на 14%) превзошло результат 2021 года.
Не вдаваясь в детали статистики, отметим только, что из девятнадцати машиностроительных подотраслей отрицательная динамика по итогам 2023 года зафиксирована только в двух. При этом лучший результат получен в производстве прочего электрического оборудования (ОКВЭД 27.90), которое выросло на 45,9% и в производство аккумуляторов и аккумуляторных батарей (ОКВЭД 27.20) – рост на 42,8%.
В том числе на положительную динамику вышло производство легковых автомобилей и бытовой техники. Эти сектора в 2022 году оказались в числе наиболее пострадавших, так как здесь была наибольшая доля предприятий западных собственников с различной степенью локализации. Их уход в первые месяцы практически обнулил производственную статистику, но в 2023 году ситуация сдвинулась с мертвой точки, предприятия снова заработали, хотя и не все.
Помимо фактора низкой базы на результат машиностроительного сектора в 2023 году повлияло улучшение общей экономической ситуации в стране. Российская экономика довольно быстро адаптировалась к новым условиям. ВВП РФ вырос в 2023 году на 3,6%, что превзошло самые оптимистические прогнозы. В том числе существенно увеличились строительные работы, выросли инвестиции в основной капитал, доходы населения, активизировался потребительский спрос на товары и услуги. Все это опосредованно или напрямую оказало положительное влияние на динамику машиностроительного производства.
Второй главной причиной успеха 2023 года стал фактор импортозамещения. Уход с рынка западных компаний создал повышенный спрос на аналогичную отечественную продукцию. В этих условиях российские предприятия начали оперативно осваивать выпуск техники, которую раньше либо не производили вовсе, либо не могли ее массово внедрять на внутренний рынок из-за высокой конкуренции со стороны зарубежных компаний.
При этом в самом машиностроительном секторе после начала СВО возникла острая проблема недостатка импортных комплектующих в связи с разрывом связей с западными компаниями. Например, в железнодорожном машиностроении из-за дефицита кассетных подшипников началось сокращение производства вагонов, а из-за ухода компании Siemens возникли трудности с дальнейшим производством электропоездов «Ласточка». В течение года этим проблемы были решены – стали импортировать подшипники из Китая и больше производить их внутри страны, а «Ласточки» заменили на полностью импортозамещенные «Финисты». Аналогичные задачи решались в других машиностроительных отраслях – с сельскохозяйственном, дорожно-строительном машиностроении, в автомобилестроении, в производстве нефтедобывающего оборудования и пр. Не везде они решены полностью, и в некоторых случая из-за этого происходит отсрочка по выполнению инвестиционных проектов, но о полном отказе речи пока нигде не идет.
Также немаловажным фактором стали меры господдержки – различного рода программы субсидирования и льготирования, которые стимулировали внутренний спрос на технику и оборудование. В частности, такие программы действовали на рынках автомобильной продукции и сельскохозяйственного оборудования. Также активно был задействован лизинговый механизм через государственные лизинговые компании.
Еще одним фактором роста стал существенно увеличившийся после начала СВО спрос на машиностроительную продукцию со стороны Министерства обороны, причем не только на специализированную военную технику, но и на сопутствующую гражданскую продукцию. Многие предприятия ВПК в 2023 году вышли на рекордные уровни производства, а некоторые достигли стопроцентной загрузки мощностей.
Эксперты РИА Рейтинг ожидают сохранения положительной динамики машиностроительного производства в 2024 году, но темпы роста скорее всего будут не такими высоким, как в 2023 году. Факторы роста будут примерно тем же – спрос на технику и оборудование со стороны инфраструктурных госпроектов, продолжение в прежних или даже больших масштабах поставок техники в армию, адресные меры господдержки по стимулированию внутреннего спроса на отдельные виды машиностроительной продукции.
Среди факторов, которые будут оказывать сдерживающее влияние, в первую очередь следует отметить возможное снижение инвестиционной активности со стороны частного бизнеса в связи с жесткой денежно-кредитной политикой Центробанка. Большая часть машиностроительного оборудования приобретается в лизинг, ставки по которому уже начали расти в конце 2023 года. В связи с этим отрицательное влияние на производство жесткой денежно-кредитной политики стало ощущаться уже в четвертом квартале 2023 года, когда в ряде машиностроительных подотраслей стала ухудшаться статистика продаж и производства продукции. В 2024 году эта тенденция может сохраниться и даже усилиться.
Кроме того, отдельно следует выделить агрессивное вторжение на российский рынок китайской техники, которая зачастую торгуется в России по сниженным ценам. В 2023 году импорт китайской техники по некоторым позициям вырос в разы.
Также одной из серьезнейших проблем машиностроительного комплекса является дефицит квалифицированных кадров, особенно обострившийся на фоне снижения безработицы в России, которая в последние месяцы достигла рекордного минимума (менее 3%).
Предварительный прогноз от экспертов РИА Рейтинг по темпам роста производства машиностроительного комплекса в 2024 году – около 10%.
Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении за 2023 год, и прогнозы на 2024 год Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2023 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня».
Объем бюллетеня – 52 страницы формата А4, включая 20 графиков и 17 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
Центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» – один из ведущих аналитических центров России, ведущий свою историю с 2011 года, специализируется на оценке финансово-экономического положения стран, регионов, компаний, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности РИА Рейтинг являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, других экономических субъектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»