РИА Рейтинг – 26 июн. В российском машиностроении в первой четверти 2024 года в целом сохранялись тенденции, заложенные в прошлом году – активный рост практически по всем направлениям деятельности отрасли. По данным МЭР, рост машиностроительного производства в январе-марте 2024 года составил в годовом сравнении 27,4% – это самый высокий показатель с января-марта 2011 года. Машиностроение становится главным драйвером промышленного роста в России, что можно считать уникальным феноменом в новейшей истории.

Увеличение производства в отчетном периоде, как и в прошлом году, обусловлено рядом факторов.

Во-первых, улучшение общей экономической ситуации в стране. Несмотря на жесткую денежно-кредитную политику Центробанка и усиливающийся санкционный режим со стороны стран коллективного Запада, темпы роста ВВП остаются высокими (+5,4% по итогам первого квартала). При этом и инвестиции в основной капитал увеличились на 14,5%, что является одним из лучших показателей на многолетнем горизонте.

Во-вторых, фактор импортозамещения. Недостающий импорт оборудования из Европы, США и Японии частично был замещен поставками из дружественных стран, преимущественно из Китая, а частично – увеличением производства отечественных предприятий. В условиях форс-мажора российские предприятия начали оперативно осваивать выпуск продукции, которую раньше либо не производили вовсе, либо не могли ее массово внедрять на внутренний рынок из-за высокой конкуренции со стороны зарубежных компаний.

В-третьих, продолжающий нарастать спрос на машиностроительную продукцию со стороны Министерства обороны – как на специализированную военную технику, так и на сопутствующую гражданскую продукцию. Наибольшие темпы роста в машиностроении достигнуты в тех отраслях, в товарной структуре производства которых присутствует большая доля оборонной продукции. Производство компьютеров, электронных и оптических изделий выросло на 42,4%, производство прочих транспортных средств и оборудования – на 29,2%. В этих же отраслях отмечаются самые высокие темпы роста инвестиций в первом квартале (+93,6% и +36,8%).

В-четвертых, в 2024 году сохраняются меры господдержки, стимулирующие внутренний спрос на отдельные виды машиностроительной продукции. В частности, увеличено финансирование программ льготного автокредитования и льготного лизинга автомобилей, а также программы государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники (программы 1432).

В-пятых, активно восстанавливается автомобилестроение после шока 2022 года, когда произошел массовый исход западных, японских и корейских компаний. По данным Росстата, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (ОКВЭД 29) выросло по итогам января-марта 2024 года на 35,7%. Конечно, в немалой степени такой результат обусловлен фактором низкой базы, но при этом отметим, что производство грузовиков и автобусов уже превысило уровень 2021 года. При этом АВТОВАЗ достиг рекордных уровней производства и за два года освоил значительную часть опустошенного в 2022 году внутреннего рынка.

Вместе с тем, эксперты РИА Рейтинг отмечают, что на этом фоне двузначных и рекордных показателей, уже просматриваются первые признаки будущего затухания роста, которые могут быть обусловлены достижением потолка производственных мощностей, кадровым дефицитом, высокими процентными ставками и нарастающей конкуренций со стороны импорта – прежде всего из Китая, который после ухода западных компаний активно расширяет свое присутствие на российском рынке.

По итогам первого квартала экспертами РИА Рейтинг отмечено несколько негативных моментов.

Первый – начавшийся спад продаж российских грузовых автомобилей. По данным «АСМ-Холдинга», продажи новых грузовых автомобилей (без учета легких коммерческих, но включая специальные и специализированные) в России выросли в отчетном периоде в годовом сравнении на 11,0% до 29,8 тыс. машин, однако продажи отечественных марок снизились на 14,7% до 7,9 тыс. машин. При этом продажи иностранных брендов выросли на 24,5% до 21,9 тыс. машин. Рост продаж происходит исключительно за счет китайских грузовиков. Так, суммарные продажи китайских моделей SITRAK, SHAANXI, FAW, DONGFENG, HOWO увеличились в отчетном периоде в годовом сравнении на 27,1% до 15,5 тыс. машин.

Второй – слабеющий рынок дорожно-строительной техники. Динамика производства этой продукции в первом квартале 2024 года была разнонаправленной. В частности, произошло снижение производства автокранов и бульдозеров, а увеличение выпуска экскаваторов и гусеничных тракторов зафиксировано лишь на фоне крайне низкого результата прошлого года, но было ниже среднемноголетнего уровня. При этом продажи дорожно-строительной техники, по данным ассоциации «Росспецмаш», выросли в денежном выражении на 9,2% до 18,8 млрд руб., что явно недостаточно в условиях двузначной промышленной инфляции. В сообщении ассоциации отмечается, что основными проблемами для этой подотрасли на сегодня являются агрессивный импорт, высокие ставки по коммерческим кредитам и лизингу, растущие издержки производства, недостаточное обеспечение ключевыми компонентами, производство которых в России только развивается или не является масштабным.

Третий – недостаточный спрос на сельскохозяйственную технику. По данным «Росспецмаша», продажи сельхозтехники в первом квартале увеличились в годовом сравнении на 9,6% до 55,7 млрд руб., однако в наибольшей степени это обусловлено ростом цен на выпускаемую продукцию. При этом инвестиционная активность аграриев падает. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве снизились в первом квартале текущего года на 7,8%. Доступность сельхозтехники для аграриев падает из-за увеличения процентных ставок. И хотя финансирование программы 1432 увеличено до 8 млрд руб. с 5 млрд руб. в прошлом году, но, учитывая финансовые трудности сельскохозяйственных предприятий и низкие цены на зерно, этих денег до конца года может не хватить.

Четвертый – ажиотажный или даже лихорадочный рост производства грузовых вагонов. Их выпуск достиг в первом квартале рекордного для этого периода значения 20,7 тыс. единиц, что в полтора раза превзошло результат января-марта прошлого года. Такой рост обусловлен возникшим дефицитом на рынке вследствие увеличения простоев парка, наличия узких мест на Восточном полигоне и замедления оборота вагонов. Таким образом, рост спроса имеет не совсем здоровую природу, что в дальнейшем может вылиться в очередной кризис перепроизводства, как это уже было в 2020-2022 годах.

Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что в дальнейшем темпы роста в машиностроении будут снижаться из-за фактора низкой базы, и высокой загруженности производственных мощностей. Прогноз по темпам роста производства машиностроительного комплекса в 2024 году сохранен на уровне 10%.

Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении за первый квартал 2024 года, и прогнозы на весь 2024 год Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2024 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 41 страница формата А4, включая 20 графиков и 17 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 54 (итоги января-марта 2024 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

Центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» – один из ведущих аналитических центров России, ведущий свою историю с 2011 года, специализируется на оценке финансово-экономического положения стран, регионов, компаний, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности РИА Рейтинг являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, других экономических субъектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»