РИА Рейтинг – 22 сен. Темп роста в машиностроении по-прежнему выше, чем в других отраслях промышленности. По данным МЭР, в целом по машиностроительному комплексу рост производства в первом полугодии составил 11,8%. Это второй результат среди промышленных отраслей обрабатывающего сектора после фармацевтики.
Эксперты РИА Рейтинг отмечают, что положительный результат в наибольшей степени обеспечен двумя отраслями – производством прочих транспортных средств (ОКВЭД 30) и производством компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26), где темпы роста в отчетном периоде составили, соответственно 34,6% и 15,1%. На обе эти отрасли пришлось более половины отгруженной машиностроительной продукции в январе-июне 2025 года и более 90% прироста. Основным стимулом их роста стал повышенный спрос на выпускаемую ими продукцию со стороны Минобороны.
Вместе с тем из девятнадцати машиностроительных подотраслей отрицательная динамика зафиксирована в двенадцати – то есть в двух третях. Налицо явный дисбаланс показателей – при общем положительном результате в большинстве секторов положение на грани кризиса.
Вряд ли следует снова и снова говорить о причинах такой ситуации. По мнению экспертов РИА Рейтинг, они остаются прежними уже много месяцев. Это жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, которая привела к снижению инвестиционной активности и замедлению роста потребительского спроса населения. При этом массово импортированная в прошлые годы китайская техника в большом количестве скопилась на складах. По этой причине завоз машиностроительной продукции из Китая в текущем году резко сократился, но рынки от затоваривания это пока не спасает.
В свою очередь, предприятия, выпускающие оборонную продукцию, в силу своей приоритетности в текущих геополитических условиях в меньшей степени испытывают на себе негативное влияние высоких процентных ставок и обеспечены гарантированным повышенным спросом на свою продукцию. К тому же они более конкурентоспособны на рынке труда в условиях острого кадрового дефицита, так как имеют возможность предлагать более высокую заработную плату.
Резкое ухудшение динамики по итогам полугодия произошло в автомобилестроении (производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, ОКВЭД 29), где снижение составило 16,6% в годовом сравнении, тогда как по итогам прошлого года эта отрасль была одной из лучших. При этом продажи автомобильной техники (без учета электромобилей) снизились, по данным Минпромторга, на 28,1% до 607,5 тыс. единиц, а продажи новых электромобилей – на 57% до 4778 штук. Примечательно, что до сих пор продаются автомобили, которые были выпущены еще в прошлом и даже позапрошлом годах.
Очень тяжелая ситуация складывается в сельскохозяйственном машиностроении. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОКВЭД 28.3) снизилось в первом полугодии текущего года на 31,0% в годовом сравнении. Снижение зафиксировано по всему спектру выпускаемой техники. В том числе самый глубокий спад получен в производстве наиболее технологичной продукции – зерноуборочных комбайнов. По данным ассоциации «Росспецмаш», продажи сельхозтехники в денежном выражении сократились на 32,1% до 75,6 млрд руб. Основная причина, помимо жесткой денежно-кредитной политики, низкая доходность аграрного бизнеса, рост себестоимости производства техники и недостаточное финансирование мер господдержки.
В дорожно-строительном машиностроении ситуацию также иначе, как кризисной, не назовешь. Динамика производства всех основных видов данной техники в первом полугодии была отрицательной. При этом темпы спада двузначные: почти втрое снизилось производство автогрейдеров, вдвое – экскаваторов, на десятки процентов – бульдозеров, автокранов, башенных кранов. Основной потребитель этой техники – строительный сектор – в первом полугодии сократил инвестиции в основной капитал на 14,2% в годовом сравнении до 222,1 млрд руб. По данным ассоциации «Росспецмаш», продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутреннем рынке в первом полугодии сократились на 45,4% относительно результатов предыдущего года до 21,1 млрд руб. При этом в июне падение достигло 62,9%.
Ненамного лучше картина в железнодорожном машиностроении. Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава (ОКВЭД 30.2) снизилось за полугодие на 12,9% в годовом сравнении. Причем ситуация от квартала к кварталу ухудшается. Если в первом квартале снижение составляло в годовом сравнении 8,4%, то во втором квартале – 17,6%. Такой результат обусловлен избыточностью вагонного парка и снижением закупок со стороны ОАО «РЖД», который существенно сократил свою инвестиционную программу. По данным Росстата, инвестиции в железнодорожные пассажирские перевозки в январе-июне 2025 года снизились в годовом сравнении на 47,6% до 85,1 млрд руб., в грузовые перевозки – на 26,5% до 226,5 млрд руб.
Из всех машиностроительных подотраслей, помимо тех, которые обеспечены оборонным заказом, более-менее неплохая статистика наблюдается только в крупном энергетическом машиностроении и станкостроении. В данном случае главным стимулом роста является сложившийся дефицит на внутреннем рынке после ухода западных компаний.
При этом просвета на ближайшем горизонте не видно. Многие предприятия от безысходности режут свои инвестиционные программы и переходят на сокращенные рабочие недели. Во всяком случае в 2025 году ситуация уже вряд ли улучшится, а в некоторых подотраслях кризис может затянуться и на 2026-2027 годы. Состоявшееся в последние месяцы понижение ключевой ставки Центробанком с 21% до 17% пока нельзя назвать серьезным смягчением ДКП. Участники рынка утверждают, что какое-то оживление спроса может наступить только на рубеже 10-12%. Но на такие ставки можно рассчитывать в лучшем случае только в следующем году.
Поэтому выпуск большинства видов оборудования инвестиционного назначения, а также продукции для потребительского рынка снизится по итогам 2025 года. В свою очередь, дальнейший рост выпуска оборонной продукции упирается в производственные мощности, острый кадровый дефицит и ограниченность возможностей госбюджета.
Эксперты РИА Рейтинг полагают, что темп роста производства по итогам 2025 года в целом по машиностроительному сектору будет не выше 10%. При этом в двух отраслях (ОКВЭД 26 и ОКВЭД 30) темпы роста буду близки к 20%, тогда как в остальных ожидается снижение производства.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в первом полугодии 2025 года приведен в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2025 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 45 страниц формата А4, включая 20 графиков и 17 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, МЭР, Минпромторга, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
Центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» – один из ведущих аналитических центров России, ведущий свою историю с 2011 года, специализируется на оценке финансово-экономического положения стран, регионов, компаний, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности РИА Рейтинг являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, других экономических субъектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»