РИА Рейтинг – 24 июн. Темпы роста в машиностроении остаются выше, чем в других отраслях промышленности, но по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился почти вдвое. По данным МЭР, в целом по машиностроительному комплексу  рост производства в первом квартале составил 13%, тогда как годом ранее он составлял почти 26%.

При этом качество роста ухудшается. Структурный дисбаланс, обозначившийся еще в прошлом году, в 2025 году увеличился. Основным импульсом роста остается повышенный спрос со стороны Министерства обороны, в связи с чем производство техники, используемой в армии, продолжает расти высокими темпами. Лучший результат в первом квартале получен в производстве прочих транспортных средств (ОКВЭД 30) – темп роста в годовом сравнении превысил 30%. Более всего выросло производство летательных аппаратов (ОКВЭД 30.1) – на 74,1%. Росстат не раскрывает данных по производству кораблей, судов и лодок (ОКВЭД 30.1) и производству военных боевых машин (ОКВЭД 30.4), но, учитывая общие тенденции, надо полагать, что их динамика также была положительной.

Выпуск радиоэлектронной продукции (производство компьютеров, электронных и оптических изделий, ОКВЭД 26), которая также тесно интегрирована в ВПК, увеличился более чем на 10%.

Отметим, что на обе эти отрасли – ОКВЭД 26 и ОКВЭД 30 – пришлось 84% прироста отгруженной машиностроительной продукции в январе-марте 2025 года.

В то же время динамика производства продукции гражданского назначения в значительной ее части продолжает ухудшаться. Это обусловлено общими экономическими тенденциями и в большей мере – жесткой денежно-кредитной политикой Центробанка, которая привела к снижению инвестиционной активности в строительном секторе и замедлению роста потребительского спроса населения. При этом массово импортированная в прошлые годы китайская техника в большом количестве скопилась на складах. По этой причине завоз машиностроительной продукции из Китая в текущем году резко сократился, но рынки от затоваривания это не спасает.

Резкая смена динамики произошла в автомобилестроении (производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, ОКВЭД 29). И хотя выпуск легковых автомобилей вырос, но существенно снизилось производство грузовиков, автобусов и прицепов. Рост в легковом автомобилестроении, надо полагать, тоже продержится недолго, так как их скопление на складах сейчас составляет сотни тысяч машин. При этом ОКВЭД 29 стала единственной среди машиностроительных отраслей, где в первом квартале произошло снижение объема отгруженной продукции – на 2,4% до 658 млрд руб.

Тяжелая ситуация складывается в сельскохозяйственном машиностроении. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОКВЭД 28.3) снизилось в первом квартале текущего года на 21,5% в годовом сравнении, а продажи сельхозтехники в денежном выражении сократились, по данным ассоциации «Росспецмаш», на 32,9% до 38,3 млрд руб. Основные факторы, повлиявшие на результат – опять же, высокая ключевая ставка ЦБ, низкая доходность аграрного бизнеса, рост себестоимости производства техники и недостаточное финансирование мер господдержки. На этом рынке также наблюдается избыток предложения. Производство комбайнов вдвое превысило количество проданных машин. Склады готовой продукции перегружены.

Также наблюдается падение производства почти всей линейки дорожно-строительной техники. Втрое снизилось производство автогрейдеров, вдвое – экскаваторов, на десятки процентов сократился выпуск бульдозеров, автокранов, башенных кранов.

Негативная статистика зафиксирована и в железнодорожном машиностроении. Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава (ОКВЭД 30.2) снизилось в первом квартале на 7,6%. В том числе выпуск локомотивной техники упал в штучном выражении на 10%. Основная причина спада – снижение инвестиционной активности ОАО «РЖД». По данным Росстата, инвестиции в железнодорожные пассажирские перевозки снизились в первом квартале на 47,3% до 30,1 млрд руб., в грузовые перевозки – на 11,4% до 86,0 млрд руб. При этом избыток грузовых вагонов на сети РЖД составляет почти 300 тыс.

Из всех машиностроительных подотраслей, помимо тех, что обеспечены оборонным заказом, более-менее неплохая статистика наблюдается только в крупном энергетическом машиностроении и станкостроении. В данном случае главным стимулом роста является фактор импортозамещения.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, до конца года улучшения ситуации ожидать вряд ли стоит. При этом структурный дисбаланс может еще более расшириться, так как факторы для активизации динамики продукции гражданского назначения на данный момент не просматриваются. Июньское понижение процентной ставки Центробанком имело скорее демонстративный характер и в ближайшие месяцы не приведет к положительным изменениям в экономике. Поэтому выпуск оборудования инвестиционного назначения, а также продукции для потребительского рынка, скорее всего, снизится по итогам года. В свою очередь, дальнейший рост выпуска оборонной продукции упирается в производственные мощности и острый кадровый дефицит в экономике.

В связи с этим ожидается, что темп роста производства по итогам 2025 года в целом по машиностроительному сектору будет ниже 10%, а при неблагоприятном стечении обстоятельств может даже опуститься до околонулевого уровня.

Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении в первом квартале 2025 года, и прогнозы на весь 2025 год Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2025 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 42 страницы формата А4, включая 20 графиков и 17 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, МЭР, Минпромторга, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 58 (итоги января-марта 2025 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

Центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» – один из ведущих аналитических центров России, ведущий свою историю с 2011 года, специализируется на оценке финансово-экономического положения стран, регионов, компаний, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности РИА Рейтинг являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, других экономических субъектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»