РИА Рейтинг – 30 апр. Прошедший 2018 год оказался достаточно успешным для российского рынка легковых автомобилей, по данным компании АЕБ, в России было продано 1,8 миллионов новых автомобилей, что на 12% больше, чем в 2017 году, и на 26% больше результата 2016 года. Таким образом, автомобилизация населения продолжает расти, и уже совсем не удивительно владение обычной семьей автомобилем или даже несколькими. При этом текущие продажи машин намного меньше пиковых значений 2012 года (2,9 миллиона), когда российский авторынок стал вторым в Европе, уступив лишь Германии. В целом после кризиса 2014-15 годов российский авторынок восстанавливается, но пока относительно далек от рекордных значений. Отмечаемый последние два года рост продаж легковых машин может свидетельствовать о росте доступности новых автомобилей для жителей России.
Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.
Как показали результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем остается не очень высокой, но она демонстрирует тенденцию к росту, как за счет роста номинальных зарплат, так и за счет снижения ставок по автокредитам. При этом доступность очень дифференцирована в географическом разрезе.
Как считался рейтинг
В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита 3 года. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2018 год и начало 2019 года.
Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идёт на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета – на прочие расходы. Анализ проведён независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.
Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.
Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.
Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.
Доступность в различных регионах отличается на порядок
Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является пока трудно реализуемой задачей. В 10 регионах менее 15% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 0,5 миллиона рублей. Стоит отметить, что число регионов с низкой доступностью машин заметно сократилось за год. По итогам 2017 года таких регионов было в 3 раза больше.
В среднем в России доля семей, для которых доступно владение новым автомобилем, рассчитанная по методологии рейтинга, составила 29,6%, против 22,8% годом ранее. При этом доступность средних по стоимости автомобилей выросла более чем в 1,5 раза за последний год до 12,4% против 7,8% в рейтинге 2018 года.
Разница между лидерами и последними местами за год несколько снизилась, но по-прежнему остается очень высокой. Если у лидера рейтинга более 66% семей могут приобрести недорогой автомобиль, то у региона, занявшего последнее место, в 10 раз меньше. При этом в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в 6,4 раза. Такая разница между регионами в доступности машин в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.
В целом можно констатироваться, что по-прежнему многим жителям небогатых регионов для приобретения собственной машины приходится довольствоваться подержанными автомобилями, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. Например: зачастую происходит отказ от страховок, обслуживание автомобиля осуществляется самостоятельно или в неофициальном сервисе, а также ограничивается дальность и частота поездок, чтобы меньше платить за бензин.
Число регионов с хорошей доступностью автомобилей выросла до 24
Согласно результатам рейтинга, в семи регионах более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить и содержать новый автомобиль. Лидером рейтинга остается Ямало-Ненецкий автономный округ с результатом 66,5%. В списке лидеров, помимо Ямало-Ненецкий автономного округа, выделяются: Чукотский автономный округ – 55,3%, Магаданская область – 55,1%, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 54,6%, Москва – 53,4%. Сахалинская область –52,3% и Ненецкий автономный округ – 52,2. В целом лидерство северных регионов не удивительно – высокие заплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта.
Еще в 17 регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится диапазоне 30-50%, что можно назвать хорошим результатом. Таким образом, по результатам 2018 года 24 региона характеризуются нормальным или даже хорошим уровнем доступности автомобилей. Для сравнения, в прошлогоднем рейтинге таких было 14. Таким образом, доступность заметно увеличилась.
Невысокая доступность автомобилей в регионах, занимающих нижние позиции в рейтинге, которые в основном представлены национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки.
Последнее место в текущем рейтинги занимает Республика Ингушетия, где лишь 6,5% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 0,5 миллиона рублей. Годом ранее у этого региона был результат 5,1%, то есть за год произошел ощутимый прогресс. Примерно такая же доступность в Чеченской Республике, расположившейся на 84 месте. Третье место с конца у Республики Дагестан, где 9,5% семей доступен новый автомобиль начального уровня (5,8% в 2017 году).
Повторения рекорда 2012 года в среднесрочной перспективе маловероятно
Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, наибольший вклад в повышение доступности личного автотранспорта для россиян вносит рост числа высокооплачиваемых работников. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны.
При этом фактор процентных ставок уже в значительной степени исчерпан, так как в стране действуют государственные программы кредитования, а также автопроизводители субсидируют ставки по своим собственным стимулирующим программам. Поэтому существенного влияния на доступность автомобилей снижение стоимости кредитов вряд ли окажет.
В среднесрочной перспективе вероятность бурного роста зарплат является невысокой, поэтому доступность автомобилей будет расти относительно медленно. Скорее всего, повторение или превышение рекордного результата 2012 года по продажам новых автомобилей придется ждать относительно долго.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.