РИА Рейтинг – 19 окт. На данный момент по дорогам России ездит порядка 50 миллионов легковых автомобилей, то есть в среднем на трех человек приходиться один автомобиль. Тем самым личная машина перестала быть признаком роскоши и превратилась просто в удобное средство передвижения, как это предсказывалось известным литературным персонажем.

При этом автомобильный парк продолжает расти. Даже в кризисном 2020 году на фоне пандемии коронавируса было продано 1,6 миллионов новых автомобилей, а в лучшие годы продавалось более 2,5 миллионов легковых машин в год. Например, в рекордном 2012 году продажи новых автомобилей чуть-чуть не дотянули до трехмиллионной отметки.

В целом автомобилизация в России идет своим достаточно быстрым чередом, и многие могут это ощутить по большим пробкам в крупных мегаполисах или на южных дорогах в отпускной сезон. При этом пока не всем по карману приобретения автомобиля, в особенности нового или престижного. Согласно оценкам экспертов, стоимость среднего нового автомобиля в России во второй половине 2021 года составляет порядка 2 миллионов рублей, а средняя цена подержанной машины – 800 тысяч рублей. И для многих работающих людей является достаточно проблематичным накопить такую сумму денег, чтобы присоединиться к армии автомобилистов.

Для исследования простоты накопления на автомобиль и выявления в этом аспекте региональных различий эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости подготовили рейтинг регионов по способности населения накопить на автомобиль. В качестве основного показателя, по которому ранжировались регионы России, выступает количество лет, необходимых для накопления работником с медианной зарплатой суммы, равной стоимости нового автомобиля. Предполагалось, что на сбережение выделяется 50% от зарплаты ежемесячно, накопления весь срок не тратятся и размещены на вкладе по ставке 6,75%, а проценты капитализируются каждый месяц. Медианная зарплата за вычетом НДФЛ является оценкой РИА Рейтинг в среднем за 12 месяцев с 1 августа 2020 года по 1 августа 2021 года. Дополнительным показателем является доля работников, которые не смогут накопить необходимую сумму за 10 лет непрерывной работы. В модельных расчетах стоимость среднего поддержанного автомобиля составляет 800 тыс. руб., а стоимость нового автомобиля – 2 млн руб.

В среднем в России на новый автомобиль можно накопить менее чем за 8 лет

Согласно исследованию РИА Рейтинг, среднестатистическому работнику (с медианной зарплатой), откладывающему 50% от своих трудовых доходов, чтобы накопить 2 миллиона рублей (что эквивалентно текущей стоимости среднего нового автомобиля) нужно 7,7 года, при условии неприкосновенности сбережений и капитализации процентов на банковском вкладе.

При этом в данном аспекте, как и во множестве иных исследованиях, очень заметна разница между российскими регионами. Основную роль тут играет различие в уровне доходов в разных субъектах РФ, поэтому накопить на новый автомобиль в ряде регионов намного проще, а в ряде заметно труднее. Наилучшая ситуация с возможностью накопить крупную сумму наблюдается на Чукотке, хотя с приобретением автомашин в этом регионе есть некоторые сложности. Из-за удаленности региона и небольшого числа жителей купить новый автомобиль можно только дополнительно доплачивая за доставку несколько сотен тысяч рублей (данный факт учтен в исследовании). Но несмотря на это, на Чукотке, чтобы накопить при модельных условиях на новый автомобиль с доплатой за доставку нужно всего 3,5 года, что более чем вдвое меньше срока накопления в среднем по стране.

Второе место в рейтинге занимает еще один северный регион – Ямало-Ненецкий автономный округ, который не сильно отстал от лидера. Здесь среднестатистический работник может накопить необходимые два миллиона рублей за 3,6 года. На третьей строчке располагается Магаданская область, где копить на новую среднею машину придется 3,9 года. В целом эти три северных региона занимают первые места с достаточно большим отрывом. Их лидерство определяется высокими зарплатами в добывающих отраслях.

На четвертой и пятой строчках, располагаются Ненецкий автономный округ и Москва. Тут срок накопления двух миллионов рублей на новый автомобиль составляет 4,3 года и 4,6 года соответственно. Стоит отметить, что в богатых регионах реальная картина накопления может быть даже несколько лучше, так как высокие зарплаты позволяют откладывать больший процент в качестве сбережений, при этом в бедных регионах зачастую отдельные среднестатистические работники не могут позволить себе долгое время откладывать половину от своей небольшой медианной зарплаты, так как сложно отказаться от базовых трат.

У замыкающих рейтинг регионов (в основном это кавказские регионы) работник со среднестатистической зарплатой будет копить на новую среднюю машину более 10 лет. Это связано с тем, что в этих регионах исторически невысокие зарплаты, согласно официальной статистике. Таким образом, регионы в нижней части таблицы демонстрируют срок накопления в три раза больший, чем в лидирующей Чукотке.

В целом менее 5 лет, необходимых для накопления на новый автомобиль, демонстрируют всего 8 регионов. При этом в 69 регионах для накопления этой крупной суммы нужно более 7 лет, а более 10 лет будут копить в 9 регионах.

Подержанные автомобили почти втрое доступнее

Стоит отметить, что далеко не все люди будут копить на новую машину многие годы, ведь можно приобрести более дешевую автомашину – себе по карману. Как приемлемый вариант часто рассматривается приобретение подержанного автомобиля.

Если, как уже указывалось выше, в год новых автомобилей продается примерно 2 миллиона штук, то рынок подержанных автомашин намного крупнее. Обычно в год продается порядка 6 миллионов бывших в употреблении машин. И средняя цена на подержанный автомобиль, по оценкам экспертов, составляет сейчас 800 тысяч рублей.

Согласно исследованию РИА Рейтинг, работнику с медианной зарплатой и регулярными сбережениями на уровне 50% от своих трудовых доходов, чтобы накопить на средний подержанный автомобиль нужно 3,6 года. Таким образом, на подержанный автомобиль накопить радикально проще.

Распределение мест среди регионов при этом остается примерно таким же, как и в случае приобретения нового автомобиля. Лидируют Ямало-Ненецкий автономный округ (в данном случае обгоняет Чукотку), Чукотский автономный округ, Магаданская область. Замыкает первую четверку Ненецкий автономный округ. Только в этих четырех регионах копить на б/у машину нужно менее двух лет. На другом полюсе расположились Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика и Республика Ингушетия, в которых нужно копить на средний подержанный автомобиль чуть более пяти лет, при модельных условиях.

В целом 11 регионов характеризуются сроком накопления на подержанный автомобиль менее трех лет. Еще в 23 регионах копить придется от трех лет до четырех. И соответственно в более чем половине регионов (51) копить придется четыре года и более.

В семи регионах менее 5% работников не могут накопить на новый автомобиль за 10 лет

Оценивая долю работников, которые не смогут накопить на новый автомобиль за 10 лет непрерывной работы, можно отметить еще большую разницу между регионами. Если по среднему времени накопления на новый автомобиль регионы отличаются максимально в 3,2 раза, то по доле разница – почти в 90 раз. В целом по России порядка 29% работников не смогут накопить два миллиона на новую машину за 10 лет работы. При этом в Камчатском крае таких людей 0,7%¸ а в Чеченской Республике – 60,5%.

В целом наилучшая ситуация со способностью накопить на новый автомобиль за долгий срок, наблюдается в Камчатском крае (лишь 0,7% работников не смогут накопить на новый автомобиль), в Магаданской области (0,8%), в Ямало-Ненецком автономном округе (2,3%), на Чукотке (2,5%) и в Сахалинской области (3,0%).

Стоит отметить, что в последнее время цены на автомобили (в особенности новые) резко выросли, а многие модели вообще невозможно купить из-за дефицита деталей для производства. Это безусловно сказывается на способности накопить на автомобиль, так как зарплаты растут намного медленнее, чем цены на машины. Скорее всего, в среднесрочной перспективе ситуация с производством стабилизируется и можно ожидать некоторого прогресса в части способности накопить работников на приобретение автомобиля.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»