РИА Рейтинг – 12 сен. Российская экономика в настоящее время сталкивается с определёнными трудностями, что негативно сказывается и на потребительском спросе. Отчасти это связано с реальным сокращением доходов населения из-за высокой инфляции, в какой-то мере с изменением ассортимента из-за уменьшения импорта, а также с общим снижением потребительской уверенности. При этом наибольшее влияние все же оказала значительная инфляция. В денежном выражении потребители стали тратить даже больше, однако рост цен «съел» эффект от увеличения трат и в реальности спрос снизился.
По оценкам РИА Рейтинг, за первые семь месяцев текущего года потребительский спрос в России сократился на 2,2% относительно результата января-июля 2021 года. В рамках исследования потребительский спрос оценивался как сумма оборота розничной торговли, объема платных услуг населения и расходов на общепит. Основной удар по спросу был нанесен во втором квартале, что во многом было связано с резким ростом цен в марте. И хотя в последние месяцы динамика инфляции является позитивной, расходы населения в реальном выражении продолжают демонстрировать заметное снижение, во многом за счет непродовольственных товаров и в особенности за счет существенно подорожавших автомашин и электроники. Таким образом, спад сохраняется до сих пор, хоть и не такой глубокий, как в апреле-мае.
Динамика спроса в региональном разрезе в России отличается очень сильно. Для оценки ситуации в данной сфере по заказу РИА Новости эксперты агентства «РИА Рейтинг» рассчитали изменение потребительского спроса в субъектах РФ за 7 месяцев текущего года. На основании этих данных был составлен третий ежегодный рейтинг регионов по потребительскому спросу.
В 26 регионах спрос вырос
Как показали результаты исследования, ситуация с динамикой спроса очень сильно разнилась у лидеров и замыкающих рейтинг регионов. В частности, в 26 регионах в январе-июле 2022 года спрос населения вырос относительно аналогичного периода прошлого года.
Самый большой рост спроса в текущем году отмечается в Новосибирской области, где по расчетам РИА Рейтинг, он увеличился на 7,4%. Также достаточно сильно спрос вырос в Чукотском автономном округе (+7,0%). Третью строку в рейтинге заняла Томская область, где спрос вырос в текущем году на те же 7,0%. Причины хорошей динамики спроса в этих трех лидирующих регионах, скорее всего, отличаются. В частности в Томской области – это связано с эффектом базы во всех секторах, формирующих спрос, так как в прошлогоднем рейтинге эта область демонстрировала существенное снижение спроса. Чукотский АО демонстрирует хорошую динамику спроса из-за очень сильного роста в секторе общепита, а также достаточно позитивной динамики розничной торговли. При этом в Новосибирской области в текущем году сильнее всего росли траты населения в заведениях общественного питания и в части оплаты услуг.
Помимо вышеперечисленных в десятке лидеров по темпам роста потребительских расходов в январе-июле расположились: Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Иркутская область, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Алтай и Чеченская Республика. Как видно, географический разброс лидеров довольно обширен, при этом значительная часть регионов расположена восточнее Урала и в Северо-Кавказском федеральном округе.
Обратная ситуация, где спрос упал сильнее всего, наблюдалась в Московской области и Республике Адыгея. В этих двух регионах причины падения спроса, вероятно, достаточно похожи. Из-за ухода некоторых иностранных розничных игроков с российского рынка часть торговых центров ощутили заметное снижение трафика. При этом и в Московской области и в Адыгее торговыми центрами пользовались не только жители региона, но и большое число покупателей из крупного соседнего субъекта РФ. Таким образом, подмосковные торговые центры недосчитались московских покупателей, а адыгейские ТЦ лишились покупателей из Краснодара. Согласно статистике, траты населения в Московской области снизились на 8,6%, а в Республике Адыгея на 13,9%.
В целом в 9 регионах отмечается падение спроса на 5% и более. В числе наиболее пострадавших в этом аспекте регионов, помимо двух выше названных: Республика Коми (-6,5%), Ставропольский край (-6,5%), Владимирская область (-5,5%), Карачаево-Черкесская Республика (-5,3%), Ярославская область (-5,1%) и Республика Марий Эл (-5,0%).
В среднем жители России увеличили расходы на 3,7 тысячи рублей в месяц
Согласно результатам исследования, средние потребительские расходы в России на душу населения в месяц выросли на 3,7 тысячи рублей. И хотя среднероссийские потребительские расходы выросли в деньгах, в процентном выражении спрос снижался, так как рост цен был выше.
У регионов-лидеров среднемесячные расходы в денежном выражении увеличились примерно на 5-7 тысяч рублей. В частности, среди лидеров по такому приросту расходов: Новосибирская область, Краснодарский край, Мурманская область и Москва.
Как показал анализ только в одном российском регионе потребительские расходы сократились в денежном выражении. В первые семь месяцев 2022 года среднедушевые потребительские расходы в Республике Адыгея были меньше на 0,2 тысячи рублей в месяц по сравнению с январем-июлем 2021 года.
По оценкам РИА Рейтинг в оставшейся части 2022 года динамика потребительского спроса будет отрицательной в сравнении с прошлым годом, но темпы спада, скорее всего, будет постепенно сокращаться. При этом число регионов, где возможен рост по итогам 2022 года, скорее всего. Исходя из результатов семи месяцев, таких регионов может быть около 35.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»