Рэнкинги

Рейтинг регионов России по уровню долговой нагрузки

Москва, 14 мар - РИА Новости. В целом 2011 год был успешным для регионов – положительные темпы экономического роста сопровождались увеличением бюджетных доходов. В отличие от прошлых лет, капитальные расходы бюджетов в большей степени финансировались за счет собственных доходов, в то время как ранее заемные средства играли в этом процессе более заметную роль. В целом потребность регионов во внешнем финансировании была ниже, чем в 2010 году. В результате объем государственного долга субъектов РФ в 2011 году вырос лишь на 7%. Для сравнения, в 2010 году этот рост составил 23%.

Для количественной оценки ситуации в региональном разрезе эксперты «РИА-Аналитика» составили очередной рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки по итогам 2011 года. Регионы в рейтинге ранжировались по отношению объема государственного долга к объему доходов регионального бюджета без учета безвозмездных финансовых поступлений (то есть, фактически, без учета федеральных перечислений).

Согласно результатам рейтинга, суммарный государственный долг субъектов РФ на начало 2012 года составил 1172.2 млрд руб., а долг муниципальных образований – 215.5 млрд руб. Суммарный долг составил 1387.7 млрд руб.

Несмотря на то, что долговая нагрузка на региональные бюджеты в 2011 году в целом повысилась несущественно, у двух регионов уровень долга зашкаливает за 100% от объема доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений, а у двух – превышает 90%. В то же время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. То есть объем долга не должен быть выше собственных доходов регионального бюджета.

Как видно из результатов рейтинга, по сравнению с итогами 2010 года список регионов с максимальным уровнем долговой нагрузки не изменился. Как и ранее, государственный долг превышает объем собственных доходов бюджета у Республики Мордовия (175.2%) и у Республики Северная Осетия – Алания (118.4%). При этом объем долга с учетом долга муниципальных образований превышает собственные доходы консолидированного бюджета только у Республики Мордовия. У Республики Северная Осетия – Алания данный показатель меньше 100% и составляет 86.3%. Значительная долговая нагрузка – более 90% долга к собственным доходам по итогам 2011 года отмечена у Костромской и Астраханской областей (96.9% и 98.7% соответственно).

Наиболее низкая долговая нагрузка зафиксирована в Ненецком АО (0%), Тюменской области (1.03%), Приморском крае (1.32%). В 2010 году эти регионы также входили в число субъектов РФ с минимальным уровнем долговой нагрузки.

Годом ранее в число лидеров рейтинга входили также Еврейская АО и Сахалинская область, однако в 2011 году объем государственного долга у этих регионов вырос довольно существенно. Лидерами по росту абсолютного объема госдолга в 2011 году стали Еврейская АО, государственный долг которой вырос в 2011 году более чем в 20 раз, а также Сахалинская область (571% к 1 января 2011 года), Псковская область (322%), Республика Тыва (283%). При этом можно отметить, что, несмотря на существенный рост объема долга, у регионов – лидеров по этому показателю уровень долговой нагрузки остается на умеренном и низком уровне, что выражается в невысоком отношении госдолга к доходам бюджета без учета безвозмездных перечислений. У Сахалинской области данный показатель составляет 7.5% при среднем уровне по РФ – 40%. Уровень долговой нагрузки у Республики Тыва –16.3%, у Еврейской АО – 31.7%, а у Псковской области – 43.5%.

В наибольшей степени снизили госдолг в 2011 году Мурманская область (на 49%), ХМАО (на 44%), Иркутская область (на 39%). Уровень долговой нагрузки у этих субъектов РФ находится на низком уровне, отношение государственного долга к собственным доходам составило 10.73%, 4.19%, 6.82% соответственно. Всего в 2011 году государственный долг снизили 20 регионов, причем у трех из них снижение составило менее 1%. Для сравнения, в 2010 году объем государственного долга снизился в 18 регионах.

Если рассматривать лидеров по снижению долговой нагрузки, то есть по отношению госдолга к объему собственных доходов, можно выделить такие регионы как Московская область, Чувашская Республика, Тульская область, Мурманская область. У этих субъектов РФ отношение государственного долга к собственным доходам сократилось соответственно на 26,5, 14,2, 13,9 и 13,7 процентных пункта.

Анализируя долговую нагрузку регионов, нельзя не отметить, что одной из значимых компонент госдолга являются относительно дешевые бюджетные кредиты Минфина, выдаваемые по льготной ставке. В то же время в 2012 году объем бюджетных кредитов Минфина будет уменьшен. Федеральным бюджетом на 2012 год предусмотрено, что объем бюджетных кредитов не превысит 105 млрд руб. (в 2011 году – 128.6 млрд руб.) сроком на 3 года на частичное покрытие дефицитов бюджетов, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений, а также на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Ставка кредитов для частичного покрытия дефицитов бюджетов, покрытия кассовых разрывов и финансирования программ поддержки дошкольных учреждений составит ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф – 0 процентов. В дальнейшем, в соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг., объем бюджетных кредитов предлагается практически свести на нет – к 2014 году – до 20 млрд руб. С 2012 года не планируется предоставление бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, в дальнейшем все большую актуальность будут приобретать заимствования регионов на открытом рынке. Для регионов с невысоким кредитным качеством, в том числе с высокой долговой нагрузкой, выход на рынок облигаций может представлять трудности, поскольку удорожание заемных средств на рынке по сравнению с бюджетными кредитами может быть весьма существенным. Например, в середине марта 2012 года среднее значение доходности по субфедеральным облигациям было на уровне 7.5% (ставка ЦБ РФ – 8%), то есть удорожание заемных средств для регионов в среднем составит 3.5%, а для целого ряда регионов, у которых ставка заимствований может быть высокой – более 6%. Следовательно, затраты региональных бюджетов на обслуживание долга существенно вырастут.

При сокращении бюджетной кредитной поддержки ряд регионов будет вынужден сокращать капитальные затраты, которые являются одним из основных потребителей заимствований. В результате можно ожидать снижения темпов роста госдолга регионов уже начиная с 2012 года. По оценке экспертов «РИА-Аналитика», суммарный объем государственного долга субъектов РФ в 2012 году сохранится на уровне 2011 года.

 

Долговой рейтинг регионов России в PDF-формате >>