РИА Рейтинг – 28 июл. По данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ вырос за первые шесть месяцев текущего года на 1.5% и составил 2.121 триллиона рублей. При этом в структуре государственного долга, по оценке экспертов РИА Рейтинг, произошел целый ряд существенных изменений. Если на конец 2014 года самая ощутимая доля (42.5%) приходилась на коммерческие кредиты, то к 1 июля 2015 года она сократилась до 37.7%. А вот доля, приходящаяся на бюджетные кредиты, наоборот, за полгода выросла с 31% до 36.9%.  Государственных ценных бумаг в суммарном объеме госдолга регионов на фоне неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка стало меньше – их доля снизилась с 21.2% до 19.5%, а государственных гарантий – немного больше (их доля выросла с 5.3% до 5.9%). 

Объем долга муниципалитетов составил 310 миллиардов рублей, что на 1% меньше, чем в начале 2015 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 июля 2015 года составил 2.431 миллиарда рублей, что на 1.2% больше, чем шесть месяцев назад. Таким образом, значимого увеличения государственного и муниципального долга не произошло, что вполне закономерно, поскольку основной рост долга приходится традиционно на последние месяцы года, когда регионам нужно отчитываться о выполнении бюджетных обязательств. Так, основной прирост государственного долга в 2014 году пришелся на декабрь месяц.

Несмотря на в целом стабильную ситуацию с государственным и муниципальным долгом отдельные регионы показали разнонаправленную динамику, причем в одних регионах рост, а в ряде других снижение были существенными.

По итогам первого полугодия 2015 года объем государственного долга сократился в 30 регионах, из них в шести – более чем на 20%. Лидерами по темпам снижения стали Республика Крым (-26%), Ямало-Ненецкий автономный округ (-26%) и Тамбовская область (-25%). В пятнадцати регионах уровень госдолга за шесть месяцев не изменился и в 40-ка – вырос. Наиболее заметно объем государственного долга увеличился в Челябинской области (+46%) и Магаданской области (+44%).

В трех регионах РФ – г. Севастополе, Ненецком автономном округе и Сахалинской области – на 1 июля 2015 года государственный долг отсутствует. Самый высокий объем государственного долга отмечен в г. Москве (138 миллиардов рублей), Краснодарском крае (135 миллиардов рублей), Республике Татарстан (105 миллиарда рублей) и Московской области (103 миллиарда рублей). В то же время, несмотря на значительные абсолютные объемы долга Москвы и Московской области, в соотношении с доходами бюджетов этих регионов их долговая нагрузка не вызывает опасений. Отношение  госдолга по отношению к налоговым и неналоговым доходам бюджета (собственным доходам) у данных регионов составляет 8.8% и 31.9% соответственно. У Республики Татарстан, долг которой составляет значительную сумму 104.7 миллиарда рублей, ситуация также далека от критической, отношение госдолга к собственным доходам равно 66%. В Краснодарском крае, даже несмотря на сокращение долговой нагрузки на 2.2 п.п до 90.5%, ситуация остается напряженной.

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2015 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина о долговых обязательствах. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 июля 2015 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.06.2014 по 01.06.2015), то есть к собственным доходам бюджетов без учета безвозмездных поступлений.

Общий уровень долговой нагрузки регионов за полгода немного снизился. В среднем отношение госдолга регионов на 1 июля 2015 года к объему собственных доходов за последние 12 месяцев составило 34% против 35.4% в начале 2015 года При этом диапазон показателя по регионам достаточно широк – от 0% в Ненецком автономном округе, Сахалинской области и г. Севастополе до 173% у Республики Мордовия. В конце прошлого года уровень долговой нагрузки на бюджет Республики Мордовия снижался до 121%, но за полгода вернулся к прежним значениям. Объем государственного долга Мордовии вырос на 14%, а вот поступление налоговых и неналоговых доходов за 5 месяцев 2015 года сократилось на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. 

Чукотскому автономному округу, который по итогам 2014 года занимал последнюю строчку в Рейтинге регионов по уровню долговой нагрузки, удалось переместиться на пять строчек вверх. Это стало возможным благодаря снижению на 3% государственного долга и увеличению объема собственных доходов на 85% за 5 месяцев 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года. По итогам первого полугодия уровень долговой нагрузки Чукотского АО сократился со 144.5% до 108.3%.

Не может не вызывать беспокойство тот факт, что на 1 июля 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов увеличилось до четырнадцати. Шесть месяцев назад таких регионов было всего десять. 

В число регионов с самым высоким уровнем долговой нагрузки также входят Костромская область, где отношение госдолга к собственным доходам бюджета составило 115.9%, Смоленская область – 110.4%, Республика Карелия – 108.9%, Республика Хакасия – 108.1%, Карачаево-Черкесская Республика – 107%, Забайкальский край – 105.6%, Астраханская область – 105%, Удмуртская Республика – 101.4%, Белгородская область – 101.3%, Саратовская область – 101.2% и Республика Марий Эл – 100.4%. 

Число аутсайдеров покинула Республика Ингушетия – уровень долговой нагрузки в Республике снизился до 91% за счет сокращения на 15.2% объема государственного долга и увеличения на 14% объема налоговых и неналоговых доходов. 

По итогам первого полугодия 2015 года в 51-ом российском регионе уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них у 33-х он выше 70% объема собственных доходов. В начале 2015 года таких регионов было 46 и 26 соответственно. 

Низкий уровень долгового бремени – ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов – наблюдается только у девяти российских регионов. Их состав за прошедшие полгода почти не изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский округ – Югра и г. Москва. К ним присоединились два новых региона: г. Севастополь, который не имеет государственного долга,  и Республика Крым, имеющая небольшой долг.

За 6 месяцев 2015 года уровень долговой нагрузки сократился в 47-ми регионах против 20-ти по итогам 2014 года. Самое значительно снижение показали Чукотский автономный округ (36.1 п.п.) и Республика Ингушетия (22 п.п.), о которых было сказано выше. Также в тройке лидеров по динамике сокращения долговой нагрузки Республика Алтай (20 п.п.). 

На 10 и более процентных пункта отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам выросло в семи российских регионах. Существеннее всего долговая нагрузка на бюджет выросла у Республики Мордовия (+52.5 п.п.), а также в Республике Хакасия (+22.4 п.п.) и Еврейской автономной области (+20.2 п.п.). 

По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», во второй половине года темпы прироста государственного долга регионов РФ на фоне стагнирующей экономики и проблем с наполняемостью бюджетов налогами ускорятся, и по итогам года не всем из них удастся сохранить текущие позитивные изменения. Структура госдолга будет постепенно меняться за счет увеличения доли бюджетных кредитов и сокращения заимствований через долговые инструменты и коммерческие кредиты. Впрочем, в силу ограниченности бюджетного финансирования, вряд ли следует ожидать полного замещения коммерческих кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг может вырасти на 25-30%. У ряда регионов ситуация с долговой нагрузкой может существенно ухудшится. В то же время драматизировать последствия высокой долговой нагрузки несмотря на всю тяжесть положения того или иного региона не стоит. Во-первых, долг распределен во времени. Во-вторых, регионы в критической ситуации всегда смогут рассчитывать на помощь федерального центра. В то же время нельзя исключать отдельных технических задержек платежей.

Рейтинг регионов по динамике долговой нагрузки в pdf-формате >>