РИА Рейтинг - 13 сен. В конце июля 2013 года на заседании правительства Ханты-Мансийского АО – Югры был рассмотрен прогноз по социально-экономическому развитию региона на период до 2030 года. Прогноз включает два сценария развития: консервативный и инновационный.
Консервативный вариант фактически предполагает сохранение той структуры промышленности региона, которая складывалась на протяжении предшествующих десятилетий, то есть абсолютное доминирование нефтегазодобывающего сектора при условии его глубокой модернизации. В свою очередь, инновационный вариант предполагает создание нескольких локомотивов роста, альтернативных нефтегазодобыче.
Перед правительством округа стояла задача выбрать один из этих вариантов в качестве базового.
Журавль в небе или синица в руке
У обоих вариантов развития есть свои плюсы и минусы. Консерватизм сценария при всей смысловой негативности этого термина подразумевает стабильность. Экономика Ханты-Мансийский АО – Югра в последние годы развивается довольно динамично. По большинству экономических показателей округ находится в лидерах среди российских регионов. И хотя объемы добычи нефти в последние годы снижаются из-за перехода многих месторождений в стадию высокой выработки, но вместе с тем растет добыча газа, уровень цен на углеводороды остается достаточно высоким, а спрос на них даже в условиях нестабильности мировой экономики будет сохраняться, по крайней мере, на одном уровне еще достаточно долго.
При этом сохранение доминирующей роли нефтегазодобычи вовсе не подразумевает технологической застой. Напротив, наблюдаемое падение добычи ставит перед нефтяниками новые задачи, которые будут решаться за счет применения самых современных технологий.
Инновационный вариант развития не умаляет роли добывающего сектора, но смещает приоритеты в сторону создания новых локомотивов роста югорской промышленности. При этом модернизация нефтегазодобычи не отменяется, но эта модернизация предполагает развитие глубокой переработки углеводородов на территории округа.
Таким образом, инновационный сценарий развития, по сути, является не альтернативой, а расширенным вариантом консервативного сценария. То есть он вмещает в себя задачи последнего, но при этом дополняется целой группой новых задач. Это накладывает на бюджет региона дополнительные финансовые затраты, а также требует повышенной креативности от разработчиков и ответственности от исполнителей. К тому же, не исключаются и всевозможные риски. При этом отдача от инновационного варианта отсрочена во времени.
Как говорится в тексте предложенного на заседании правительства прогноза: «Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в региональной экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий, поскольку ресурсы и уровень организации бизнеса и занятость в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энергосырьевых».
По более сложному пути
Тем не менее, в качестве базового принят инновационный сценарий, хотя он затратнее и сложнее в реализации, чем консервативный, и, по сути, предполагает значительное видоизменение не только югорской промышленности, но и всей ее экономики.
Не вдаваясь в подробности планируемых изменений в различных секторах экономики, акцентируем внимание на тех сегментах промышленности, которые намечены в качестве локомотивов роста.
Прежде всего, это глубокая переработка нефти и газа, что вполне логично исходя из текущей специализации округа. До 2030 года планируется строительство крупного нефтеперерабатывающего завода, а также множества мини-заводов по переработке нефти и нефтяного попутного газа. Также будет значительно расширена трубопроводная мощность для доставки углеводородов на перерабатывающие предприятия.
Второй точкой активного роста югорской экономики должна стать электроэнергетика. Округ и сегодня является крупнейшим регионом по производству электроэнергии в России, но в перспективе это лидерство должно еще более укрепиться. К 2030 году производство электроэнергии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра должно достичь 102 млрд кВт ч в год или примерно на 20% больше текущего объема.
Такой существенный прирост производства электроэнергии станет возможным за счет введения новых мощностей на Сургутской ГРЭС-2, Нижневартовской ГРЭС и строительства Няганьской ГРЭС. Также планируется построить газотурбинную электростанцию в Березовском районе. Кроме того для обеспечения электроэнергией горнорудной промышленности на Приполярном Урале планируется построить тепловые электростанции на базе бурых углей Северо-Сосьвинских месторождений.
В качестве третьего локомотива роста выбран лесопромышленный комплекс. Задача его укрупнения и модернизации является, пожалуй, одной из самых сложных во всем спектре задач, поставленных инновационным сценарием. Как отмечается в прогнозе, «с учетом большой капиталоемкости и низкой инвестиционной привлекательности строительства новых предприятий лесопромышленного комплекса в автономном округе будут совершенствоваться механизмы государственной поддержки и регулирования».
Как и в случае с нефтяным сектором в лесной отрасли основной акцент сделан на создании новых перерабатывающих предприятий, выпускающих шпонированный брус, плит МДФ, экспортные пиломатериалы и другую продукцию высокого передела.
Таким образом, не нарушая доминирующей роли нефтегазодобывающей отрасли, администрация округа берет на себя обязательство в течение ближайших семнадцати лет создать три дополнительные точки роста и опоры региональной промышленности. При этом следует иметь в виду, что эти точки роста не будут замкнуты сами в себе. В ходе развития они будут генерировать новые потребности и задачи, тем самым создавая дополнительный спрос на новые виды товаров и услуг и на квалифицированную рабочую силу.