РИА Рейтинг - 28 ноя. В годы СССР Северный морской путь (СМП) довольно активно задействовался отечественным морским транспортом. На пике в 1987 году по нему было перевезено почти 9 млн тонн грузов. Однако после перестройки этот показатель снизился фактически до нуля. В 2000-е ситуация стала меняться к лучшему, но реальное возрождение началось только несколько лет назад. В прошлом году объем перевозок перевалил за миллион тонн, достигнув рекордного для новейшей истории значения. В 2013 году ожидается около 1.5 млн тонн.
Очевидно, что с началом освоения шельфовых месторождений углеводородов, грузопотоки по СМП будут только возрастать, и довольно скоро достигнут, а возможно и превзойдут максимум советских времен. В связи с этим возникла необходимость в создании береговой инфраструктуры, которая значительно поизносилась в девяностые годы прошлого столетия. Речь идет не только о портах отправления грузов, но и о так называемых перевалочных пунктах, где будут располагаться всевозможные службы сопровождения — ремонтные, заправочные, гидрометеорологические, поисково-спасательные и прочие.
Одним из таких перевалочных пунктов является поселок Амдерма в Ненецком АО, который можно считать наиболее характерным примером того, как развитие северных перевозок может повлиять на экономику отдельных населенных пунктов.
Первая задача — зачистка территории
В восьмидесятые годы прошлого столетия в этом поселке проживало около 10 тыс. человек. Здесь был аэропорт, морской порт, находились военные гарнизоны. Однако впоследствии, когда военные ушли, население сократилось до нескольких сотен человек. Фактически Амдерма стала местом зимовки оленеводов. Сейчас ситуация здесь меняется на глазах. Население постепенно увеличивается, активно работает строительная техника, в 2011 году начала действовать сотовая связь.
Как известно, в сентябре текущего года в Салехарде на международном форуме «Арктика — территория диалога» президент страны Владимир Путин обязал руководство северных регионов разработать программы, предусматривающие меры по очистке арктических территорий и населённых пунктов от технического мусора, который остался ещё с советских времен (бочки из-под нефтепродуктов, ржавая техника и прочее). Однако в Ненецком АО такая программа уже давно существует и, более того, она уже активно реализуется в Амдерме. При этом осуществляется не только утилизация мусора, но и возмещение экологического ущерба, так как значительная территория вокруг поселка в прошлые годы была загрязнена нефтепродуктами и тяжелыми металлами.
В 2010 году была проведена оценка уровня загрязнения почв, растительности, поверхностных вод и донных отложений на территории поселка, а в 2011 году начались непосредственные работы. За три года собрано более 5 тыс. тонн металлолома и осуществлена рекультивация значительной части территории. Тем не менее, объём работ остается ещё очень большой, так как суммарное количество металлолома, которое предстоит собрать — более 100 тыс. тонн.
В 2013 году правительство Ненецкого АО направило заявку на включение работ по очистке Амдермы в федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014–2025 годы. Предложения вошли в проект федеральной целевой программы. Сейчас программа проходит процедуру утверждения.
Вторая задача — модернизация инфраструктуры
Параллельно с экологическим возрождением происходит восстановление и модернизация поселковой инфраструктуры. Финансирование строительства осуществляется, в основном, из средств регионального бюджета. Сейчас уже проложены новые линии электропередач, запущено современное оборудование в котельных, проведена новая линия водовода, строится физкультурно-оздоровительный комплекс и школа-сад. В целом, коммунальная составляющая инфраструктуры поселка почти готова для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность достаточного количества людей.
Еще один крупный инфраструктурный проект, который сейчас реализуется на территории поселка — восстановление аэропорта. В советское время авиационная отрасль была одной из главных функциональных составляющих Амдермы, так как через нее проходили людские и грузовые потоки на Новую Землю. Однако после прекращения ядерных испытаний на острове, эта отрасль фактически прекратила свое существование. Сейчас же с учетом перспектив поселка в сфере развития СМП возникла необходимость в создании современного аэропортового комплекса. Тем более, что взлетная полоса, способная принимать практически любые самолеты, была сохранена и готова к использованию.
Руководство округа провело достаточно интенсивную работу для продвижения этого проекта на федеральный уровень. В результате, в 2011 году было принято решение российского правительства о создании федерального казённого предприятия «Аэропорт Амдерма». Новый статус обеспечил проекту стабильное финансирование и развитие.
Сейчас уже приобретены несколько машин для обслуживания аэропорта, проведен ремонт здания. В дальнейшем будет коренным образом обновлен воздушный флот. Губернатор НАО Игорь Федоров, который одновременно является членом Коллегии Министерства регионального развития, уже обратился в Минрегион с предложением определить тип воздушных судов, которые государство планирует использовать в Арктике и механизмы их приобретения.
Более того, сейчас администрацией НАО ведется активная работа по переводу всех аэропортов и взлётно-посадочных полос региона в Федеральное казённое предприятие «Аэропорт Амдерма». В том числе, не исключено, что аэропорт Нарьян-Мара также будет присоединен к ФКП. Иным словами «Аэропорт Амдерма» может стать системообразующим субъектом всего воздушного транспорта Арктики.
Таким образом, всего за несколько лет в жизни Амдермы произошли разительные перемены, но развитие поселка на этом не останавливается. В настоящий момент администрация Ненецкого АО готовит окружную комплексную программу развития посёлка Амдерма, в которую войдут мероприятия экологического, инфраструктурного и социального характера. Программа будет рассчитана на несколько лет, а ее реализация еще более повысит значимость Амдермы в рамках развития СМП.
Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров:
- Амдерма является зеркалом всей Арктической зоны Российской Федерации. Населённый пункт с непростой судьбой, знавший и годы расцвета, когда служить и работать на этот край Земли стремились тысячи высококвалифицированных специалистов, и годы забвения, когда единственным желанием было навсегда уехать отсюда на Большую Землю.
Сегодня мы прилагаем огромные усилия для возрождения посёлка. Амдерме мы уделяем повышенное внимания, осознавая её роль в предстоящем развитии Арктической зоны. «Газпром» и «Роснефть» приступают к сейсморазведке на шельфе Ледовитого океана. Первую нефть на уникальном Приразломном месторождении в Печорском море мы ожидаем уже в этом году. Мы продвигаем проект по производству и транспортировке сжиженного природного газа «Печора СПГ», который предусматривает экспорт СПГ морским путём из Индиги. С вводом в эксплуатацию крупнейших нефтяных месторождений имени Требса и Титова возрастёт перевалка нефти через Варандейский морской терминал.
Таким образом, Амдерма, основанная 80 лет назад в стратегической точке на стыке Баренцева и Карского морей вблизи новоземельских проливов – самом узком месте Севморпути, перестаёт быть периферийным населённым пунктом, а возвращается в центр происходящих в Арктике событий. Аэропорт, морской порт, аэронавигация, гидрометеорология, аварийно-спасательные подразделения, пограничная застава – всё это будет востребовано в ближайшие годы.