РИА Рейтинг - 8 ноя. Относительно новой и интересной тенденцией текущего года в банковском секторе России стало стремительное развитие ранее малопопулярной формы привлечения средств населения – сберегательных сертификатов. По сути, сберегательный сертификат – это вклад, который оформлен в виде ценной бумаги. 

Чтобы заниматься выпуском сберегательных сертификатов, банкам необходимо соответствовать ряду требований. Например, необходимо иметь резервный фонд не менее 15% от уставного капитала. Кроме того, работа со сберегательным сертификатами оборачивается для банков дополнительными операционными издержками, связанными с выпуском, хранением, учетом этих ценных бумаг, а также с обучением персонала. Соответственно, только значительные объемы привлечения средств населения через сберегательные сертификаты будут выгодны для банков. Поэтому в целом предложение данного продукта со стороны банков достаточно ограничено. 

Для потребителя основное отличие этой ценной бумаги от классического вклада заключается в том, что возврат средств по сберегательным сертификатам не гарантируется Агентством по страхованию вкладов (АСВ), что является очень значимым негативным фактором для вкладчиков. Поэтому такое предложение со стороны банка может заинтересовать крупных вкладчиков, у которых сумма вклада значительно превосходит страховую выплату (700 тыс руб.), или клиентов наиболее крупных банков страны, которые для вкладчиков априори являются максимально надежными. 

Сбербанк – инноватор

В целом из-за вышеуказанной специфики работы с данными ценными бумагами до текущего года доля сберегательных сертификатов никогда не превышала 0.5% от совокупного объема средств населения в банках страны. Однако с марта 2012 года рынок сберегательных сертификатов стал стремительно набирать обороты. И как ни парадоксально, но наибольшую активность в развитии данного нового продукта проявляет один из самых консервативных финансовых институтов страны – Сбербанк. Лидер банковского сектора страны принял решения об установлении ставок по сберегательным сертификатам на 1-2 процентных пункта выше, чем по его обычным банковским депозитам для населения, а также об активном продвижении сберегательных сертификатов с использованием массированной рекламной кампании. В результате с 1 марта по 1 октября 2012 года объем сберегательных сертификатов у Сбербанка увеличился в 15.5 раз – с 8.9 млрд руб. до 137.7 млрд руб., а в банковской системе страны – в 11.5 раз (с 12.7 млрд руб. до 146.4 млрд руб. соответственно). Таким образом, доля Сбербанка на данном рынке составляет порядка 94%. Доля сберегательных сертификатов в депозитном портфеле Сбербанка на 1 октября 2012 года уже достигла 2.3%, хотя на 1 января 2012 года она была равна 0.14%.

Сберегательные сертификаты на 1 октября 2012 года
Сберегательные сертификаты на 1 октября 2012 года

По мнению экспертов РИА Рейтинг, возможны несколько причин активности Сбербанка в области развития сберегательных сертификатов. Одним из побудительных мотивов является то, что в России идет активное обсуждение изменения в законодательстве, по которым банки смогут привлекать средства клиентов на безотзывной основе при помощи сберегательных сертификатов. Это давно обсуждаемая инициатива, которая, скорее всего, сможет значительно снизить риск массового оттока средств физических лиц в период экономической нестабильности и позволит банкам формировать более устойчивые пассивы. Кроме того, предполагается, что в будущем сберегательные сертификаты смогут выпускаться в иностранной валюте, а также с плавающей процентной ставкой. Таким образом, при принятии соответствующих законов, сберегательные сертификаты, скорее всего, в долгосрочной перспективе станут основным способом привлечения средств физических лиц. И, по всей видимости, активность Сбербанка в этой области может быть «обкаткой» технологий массовой продажи такого продукта и попыткой «застолбить» лидирующие позиции на очень перспективном рынке.

Еще одной причиной активизации Сбербанка в области привлечения средств населения через сберегательные сертификаты, по мнению РИА Рейтинг,  является то, что розничное кредитование у него развивается очень быстрыми темпами. Как результат, объем выданных кредитов у Сбербанком населению стал заметно больше объема привлеченных средств. Поэтому, чтобы восстановить «баланс» Сбербанк готов предлагать заметно более высокие ставки по депозитам. При этом значительное число вкладчиков будут доверять свои сбережения Сбербанку при любой процентной ставке, фактически не видя или не имея ему альтернативы. Поэтому повышенные процентные ставки предлагаются не по стандартным вкладам, а по относительно новым продуктам, которые могут заинтересовать «искушённых» клиентов. Таким образом, сберегательные сертификаты Сбербанка можно рассматривать как форму конкуренции за денежные средства населения, которое в последнее время стало предпочитать более высокую доходность по сравнению с меньшим риском. 

Когда ждать других игроков?

Не только Сбербанк в России занимается выпуском сберегательных сертификатов. У 14 российских банков на 1 октября 2012 года на балансе числились сберегательные сертификаты. Самым большим по размеру активов из них является ОАО Банк "Петрокоммерц" (26 место по объему активов на 1 октября 2012 года), который исторически предоставляет такую услугу своим крупнейшим клиентам (минимальная сумма - 3 млн руб.). 

Наибольшие же объемы этих ценных бумаг, кроме Сбербанка, числятся на балансе у ОАО "Первобанк" – 2.58 млрд руб. и ЗАО АКБ "ЦентроКредит" – 1.52 млрд руб. ЗАО АКБ "ЦентроКредит" занимается их эмиссией на постоянной основе, и для него сберегательные сертификаты выступают основным способом привлечения средств населения – на 1 октября 2012 года на их долю приходилось 55.4% от общего объема вкладов физических лиц. Исторически ОАО "Первобанк" выпускал эти ценные бумаги в небольшом объеме (менее 2% от общего объема депозитов населения у этого банка), однако в сентябре 2012 года произошло резкое увеличение объема сберегательных сертификатов. В этом месяце Первобанк разместил сберегательных сертификатов со сроком погашения свыше трех лет на 2.3 млрд руб. Скорее всего, это объясняется предоставлением специального продукта для обслуживания одного или нескольких крупных клиентов. 

Учитывая нынешние темпы прироста, а также выход телевизионной рекламы сберегательных сертификатов Сбербанка, по мнению экспертов РИА Рейтинг, общий объем их рынка к концу 2012 года может составить 220-250 млрд руб. 

В 2013 году в случае принятия анонсируемых изменений в законодательство, на рынок сберегательных сертификатов высоковероятен выход новых крупных игроков, входящих в ТОП-10 по размерам привлеченных депозитов населения. В результате, при оптимистичном сценарии развития событий, объем рынка сберегательных сертификатов в 2013 году может превысить 1 трлн руб.