Исследования

В 2014 году российское машиностроение выросло за счет ОПК

Сюжет: Ежеквартальный бюллетень "Машиностроение"
06.04.2015

РИА Рейтинг — 6 апр. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и спад инвестиционного спроса, российский машиностроительный комплекс продемонстрировал положительную динамику производства в 2014 году.

Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях увеличилось по сравнению с 2013 годом на 2.6% – довольно неплохой результат для отрасли, которая, как правило, очень чувствительна к состоянию инвестиционного климата. Для сравнения, в 2013 году результат в отрасли был отрицательный, спад составил 3%.

Однако, как показал более детальный анализ, проведенный экспертами РИА Рейтинг, рост производства в машиностроительном комплексе в 2014 году был очень односторонним и обеспечивался ограниченным количеством машиностроительных подотраслей. Из числа двенадцати машиностроительных подотраслей положительная динамика по итогам года отмечена только в двух – в «производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи», а также в «производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». В обоих случаях резкое увеличение производства произошло за счет выполнения гособоронзаказа.

Статистическая информация о деятельности российского ОПК не публикуется, поэтому о состоянии дел в этом секторе можно судить только по отрывочным данным СМИ. Например, «Объединенная приборостроительная корпорация» по итогам 2014 года увеличила производство на 25% за счет запуска в серию и поставки в войска комплекса радиоэлектронного подавления «Борисоглебск-2», завершение поставки для ВВС РФ комплекса авиационной системы наблюдения «Открытое небо», оснащение российских военных аэродромов навигационным оборудованием нового поколения.

Концерн Радиоэлектронные технологии (КРЭТ) увеличил выручку в 2014 году на 35.8% до 105 млрд руб. При этом выручка концерна от реализации обязательств в рамках контрактов гособоронзаказов выросла более чем на 40%.

По данным Генштаба ВС, в 2014 году российская армия получила 38 межконтинентальных баллистических ракет, более 250 летательных аппаратов, порядка 280 боевых бронированных машин, более 5 тыс. единиц автомобильной техники. Кроме того, в состав ВМФ поступили атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Северодвинск», большая подводная лодка «Новороссийск», два малых ракетных корабля «Град-Свияжск» и «Углич», три десантных и один противодиверсионный катер.

На этом фоне статданные машиностроительных подотраслей, выпускающих гражданскую продукцию, смотрятся очень бледно. Все они закончили год с отрицательным результатом, и спад производства был довольно глубоким. При этом снизили производство как подотрасли, выпускающие продукцию инвестиционного назначения (станкостроение, строительное оборудование, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и пр.), так и подотрасли, которые производят продукцию, ориентированную на потребительский спрос (легковые автомобили, бытовую технику и электронику).

Таким образом, положительная динамика производства по итогам 2014 годам не отражает реальной ситуации в машиностроительном комплексе. Рост производства был обеспечен увеличением выпуска военной продукции, которая практически не участвует в дальнейшей экономической жизни страны.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что в 2015 году ситуация в машиностроительном комплексе ухудшится, но некоторые факторы могут предотвратить глубокий спад производства. Во-первых, это продолжающийся рост оборонного заказа. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, в 2015 году объем гособоронзаказа будет на 20% больше, чем в 2014 году. Во-вторых, в некоторых подотраслях может сработать фактор импортозамещения. Впрочем, не следует переоценивать этот фактор, так как в машиностроении он более инертен, чем в других промышленных отраслях. В-третьих, правительство предпринимает меры поддержки отдельных подотраслей. В частности, пакет мер принят для поддержки автомобилестроителей и сельскохозяйственного машиностроения, разрабатываются меры помощи для производителей вагонов.

Учитывая еще более сложную экономическую ситуацию, чем в 2014 году, эксперты РИА Рейтинг считают, что по итогам 2015 года отрицательной динамики производства в машиностроительном секторе не избежать, но при этом надеются, что спад производства будет не очень глубоким и составит около 5%. В отдельных подотраслях снижение может быть более 10%.

Анализ трендов развития российского машиностроения в 2014 году, прогнозы на 2015 год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2014 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Для получения бюллетеня свяжитесь с нами: тел.: +7 (495) 645-6502, факс: +7 (495) 637-2746, e-mail: sales@rian.rupodpiska@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.