РИА Рейтинг - 25 июн. Если не считать февраля, то майский результат был худшим за истекшие пять месяцев. По оценке МЭР, озвученной теперь уже бывшим главой министерства Андреем Белоусовым, рост ВВП в годовом сравнении в мае составил всего 1%.

Впрочем, как и в феврале, на динамику многих экономических показателей сильное влияние оказал календарный фактор, так как в мае текущего года было на три рабочих дня меньше, чем в мае прошлого года. По оценке экспертов РИА Рейтинг, реальный рост ВВП мог быть в мае около 2% или даже выше этой цифры. Тем не менее следует признать, что развитие российской экономики в текущем году движется в тренде, соответствующем самым худшим ожиданиям. О росте хотя бы в 3% по итогам года уже никто не вспоминает.

Ухудшение динамики наблюдается практически по всему спектру экономических показателей. Правда, в мае немного выросли инвестиции в годовом сравнении, но говорить о каком-то оживлении вряд ли приходится. Этот рост не был подкреплен никакими другими статданными.

Спад в промышленности в мае возобновился, снизились реальные располагаемые доходы населения, уже не первый месяц замедляется оборот розничного рынка, падает экспорт, а вместе с ним и торговое сальдо, почти на 15% сократились доходы федерального бюджета. Плюс ко всему в мае неожиданно ускорилась инфляция. И все это происходит на негативном фоне ухудшающейся конъюнктуры сырьевых рынков.

Сейчас не видно практически ни одного фактора, который мог бы разогреть экономику и не дать ей свалиться в рецессию.

Некоторые надежды возлагаются на хороший урожай, который позволил бы получить статистический выигрыш во втором полугодии на фоне низких показателей второго полугодия прошлого года. Но вряд ли отскок за счет фактора низкой базы можно считать реальным ускорением.

Также можно было бы положиться на улучшение конъюнктуры на нефтяном рынке. Во втором полугодии, как правило, наблюдается рост цен после ухудшения динамики во втором квартале. Однако, как показывает статистика, зависимость российской экономики от нефтяных цен сейчас приобрела довольно странный характер – от удешевления Urals негативная зависимость еще есть, но от подорожания нефти положительной зависимости уже не чувствуется.

Таким образом, в качестве реально действенных факторов роста сейчас можно рассматривать только рукотворные стимулы. В перспективе на результат среднесрочного будущего такими стимулами, конечно, должны стать структурные реформы, инновации, модернизация. Но для того, чтобы ускориться хотя бы на 1-2 процентных пункта уже сегодня, ряд экспертов считают, что нужны девальвация, снижение ставок, субсидирование, льготирование, протекционизм – либо все вместе, либо по отдельности в различных комбинациях. Правда, не все эти методы сейчас правомерны в связи с вступлением России в ВТО, но они уже обсуждаются, а некоторые даже применяются или скоро будут применяться, как например субсидии производителям сельскохозяйственной техники или льготное автокредитование.

Возможно, новому главе МЭР, Алексею Улюкаеву и его команде удастся предложить что-то оригинальное и сформировать нестандартные меры, стимулирующие частный бизнес, повышение конкурентоспособности и инвестиционный климат. Хотелось бы надеяться на успешный результат. Но сейчас уже осталось очень мало времени для размышлений.

Эксперты РИА Рейтинг сохранили свой прогноз по росту ВВП в 2013 году на уровне 2.5%, надеясь на то, что стимулирующие меры правительства вкупе с фактором низкой базы и некоторым повышением нефтяных цен смогут немного разогреть российскую экономику во втором полугодии до среднемесячных темпов роста ВВП в 3%.