РИА Рейтинг – 20 авг. Продажи российского газа в Японии осуществляются по цене в 1.6 раза ниже рыночной, а в Южную Корею – в четыре раза. Из-за этого недобор доходов составляет миллиарды долларов, полагает эксперт РИА Рейтинг Андрей Куц.
В силу стратегического значения природного газа для российской экономики любая информация о его производстве и продажах всегда находится в фокусе внимания общественности. Особенно если речь идет об экспорте голубого топлива, который вносит существенный вклад в формирование бюджета страны. Опираясь на данные официальной статистики, попробуем разобраться, что происходит с внешними поставками газа, как формируются цены.
Федеральная таможенная служба (ФТС) не предоставляет данных по денежным доходам от поставок российского газа в конкретные страны. Есть только суммарные сведения. Так, по данным ФТС, в первом полугодии объем экспортированного природного газа составил 92.9 млрд куб. метров, доходы от экспорта – $32050.1 млн. Таким образом можно сделать вывод, что каждая тысяча кубометров в первом полугодии была продана в среднем по цене $345 долларов. Эта величина сродни средней температуре по больничной палате, так как мы знаем, что цена газа от страны к стране сильно варьирует – от $160 для Белоруссии, до более $400 для отдельных стран Европы и в том числе Украины. В каждом конкретном случае цена оговаривается контрактом и, почему-то, в большинстве случаев является секретом для общественности. По этой же причине секретничает и ФТС.
Но, к счастью для аналитиков, официальная статистика более открыта в отношении экспорта российского сжиженного газа (СПГ), хотя, как известно, СПГ – этот тот же природный газ, который сжимается и охлаждается до достижения жидкого агрегатного состояния на специальных заводах. Его транспортировка осуществляется специальными морскими газовозами. В последние годы произошла революция в технических возможностях газовозов, которая позволила существенно развить рынок СПГ. Этот рынок более мобилен, поэтому у него есть некоторые преимущества перед рынком трубопроводного газа.
В 2009 Газпром в партнерстве с компанией Shell в рамках проекта «Сахалин-2» построил в России первый завод по сжижению газа на Сахалине мощностью около 10 млн тонн и стал экспортировать СПГ в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР) по долгосрочным контрактам. Благодаря этому, российская компания, во-первых, диверсифицировала свою экспортную политику, которая ранее была преимущественно ориентирована на Запад, а во-вторых, она внедрилась на очень перспективный рынок СПГ.
Статистика ФТС позволяет оценить доходы России от участия в торговле СПГ и, более того, вычислить цены, по которым российский СПГ торгуется в той или иной стране. Полученные данные весьма любопытны, так как они позволяют немного раскрыть завесу тайны над ценовыми условиями долгосрочных контрактов.
Так, в январе-мае текущего года из России было экспортировано 4.3 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) или в пересчете на обычный газ около 6 млрд куб. метров. Суммарные доходы от экспорта СПГ составили почти $2 млрд. Таким образом, средняя цена за одну тысячу кубометров составила около $335.
Сама по себе эта цифра не вызывает удивления. Как было показано выше, примерно по такой же цене поставлялся российский природный газ в Европу и СНГ. Но в данном случае речь идет не о Европе. По данным ФТС, 77.5% проданного СПГ было поставлено в Японию, 21.5% – в Южную Корею. Простая арифметика позволяет узнать, что средняя цена поставок российского газа в Японию в январе-мае составляла $390 за тыс. куб. метров, в Южную Корею и того меньше – около $150 за тыс. куб. метров, то есть дешевле, чем в Белоруссию. Эти цифры удивительны тем, что на самом деле в странах АТР газ сегодня торгуется гораздо дороже. Во всяком случае, другие производители продают его здесь по более высокой цене.
Согласно данным МВФ, цена индонезийского СПГ, поставляемого в Японию, в среднем за полугодие составляла $17.8 за британскую термическую единицу (БТЕ) или около $640 за тыс. куб. метров. В свою очередь, согласно данным американской Federal Energy Regulatory Commission, средняя цена СПГ в Южной Корее за этот же период составляла около $16.5 за БТЕ или почти $600 за тыс. куб. метров. То есть российский газ продается в Японии в 1.6 раза дешевле рынка, а в Южной Корее – в четыре раза.
По оценке РИА Рейтинг, если бы российский газ торговался сейчас по индонезийской цене, доход от экспорта СПГ в январе-мае был бы на $1.7 млрд выше. Если же соотнести с годовыми доходами, то недобор составляет около $4 млрд.
Данный пример хорошо иллюстрирует тот факт, что долгосрочные контракты, кроме многих плюсов имеют и некоторые большие минусы, грозящие многомиллиардными потерями.
Поставки российского СПГ в страны АТР начались в тот период, когда этот рынок был не очень привлекательным, а цены на газ здесь были в два с лишним раза ниже, чем цены трубопроводного газа в Европе. По всей видимости, тогда условия контракта казались очень выгодными. Однако после землетрясения в марте 2011 года ситуация в Японии, да и во всех странах АТР резко изменилась, и цены на СПГ здесь взлетели значительно выше европейского уровня и выше тех цен, что были оговорены контрактом с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.