РИА Рейтинг – 12 дек. В 2018 году российское машиностроение демонстрирует очень неплохой результат. По оценке экспертов РИА Рейтинг, рост производства в машиностроении в январе-сентябре текущего года составил в годовом сравнении 6,9% – это в полтора раза больше, чем годом ранее, и в два с лишним раза больше, чем в целом по промышленности. При этом динамика производства в машиностроении стала лучшей за последние шесть лет.
Одним из главных локомотивов роста в машиностроении, как и в прошлом году, стала автомобилестроительная промышленность. Суммарное производство основных видов автомобильной техники (легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов) выросло за девять месяцев текущего года на 14,1% до 1270,5 тыс. единиц, что стало лучшим показателем за последние четыре года.
По всем основным видам автотранспортной техники динамика производства в отчетном периоде была положительной, однако основной прирост обеспечен сектором легковых автомобилей. Их производство увеличилось на 16,0% до 1132,6 тыс. единиц, тогда как рост производства грузовиков и автобусов по итогам девяти месяцев составил менее 2%.
Рост производства легковых автомобилей произошел, преимущественно, за счет увеличения внутреннего спроса. По оценке экспертов РИА Рейтинг, видимое потребление легковых автомобилей в России в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 16,7% до 1279,0 тыс.
Рост продаж на внутреннем рынке был обеспечен мерами господдержки стимулирования спроса, а также увеличением автокредитования. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-сентябре 2018 года сумма выданных банками автокредитов увеличилась в годовом сравнении на 23,4% до 346,6 млрд руб.
Вместе с тем, эксперты РИА Рейтинг обращают внимание на тот факт, что в третьем квартале темп роста производства легковых автомобилей снизился в годовом сравнении почти вдвое, и в дальнейшем процесс замедления роста может продолжиться, так как ажиотаж на внутреннем рынке, по всей видимости, подходит к концу. Это, с одной стороны, связано с сокращением мер господдержки, а, с другой стороны, с прекращением бума автокредитования. Уже в третьем квартале количество выданных автокредитов выросло в годовом сравнении всего на 0,5% до 205,6 тыс. единиц.
Также отметим резкое ухудшение динамики производства грузовиков. В третьем квартале производство грузовых автомобилей снизилось в годовом сравнении на 4,3%. Не исключено, что по итогам 2018 года их выпуск также сократится – впервые за последние три года.
Снижение производства грузовиков обусловлено падением внутреннего спроса. Руководство «КАМАЗа» сообщило, что в середине года произошел перелом на рынке, и продажи стали снижаться, так как завершились многие инфраструктурные проекты (Крымский мост, футбольные стадионы), произошло снижение жилищного строительства и строительства в целом. Рынок тяжелых грузовиков сократился в третьем квартале на 10%. Спрос на рынке коммерческих автомобилей также начинает ухудшаться. Во всяком случае «ГАЗ» снизил их продажи в сентябре на 11%.
Сокращение производства грузовых автомобилей можно объяснить снижением инвестиционной активности в стране. И хотя, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал выросли в третьем квартале на 5,2%, то есть произошло ускорение по сравнению со вторым кварталом, но многие косвенные данные свидетельствуют об обратном, и резкое ухудшение динамики производства грузовиков является еще одним тому подтверждением.
В 2019 году динамика производства в автомобилестроении может продолжить ухудшение. Это обусловлено тем, что бум продаж легковых автомобилей в 2018 году, наряду с вышеперечисленным факторами, был вызван ожиданиями повышения с 1 января 2019 НДС и роста цен на машины. Соответственно, избыток спроса 2018 году может трансформироваться в недостаток спроса в 2019 году.
Начавшееся замедление роста в автомобилестроении может негативно сказаться на результатах всего машиностроения в четвертом квартале 2018 года. Тем не менее, эксперты РИА Рейтинг ожидают, что итоговый результат в машиностроении будет выше, чем в 2017 году, на 4-6%.
Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении в январе-сентябре 2018 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2018 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня».
Объем бюллетеня – 30 страниц формата А4, включая 21 график и 12 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.