РИА Рейтинг – 20 сен. В первом полугодии 2019 года, по оценке МЭР, спад производства в машиностроительном секторе составил в годовом сравнении 6,2%. При этом в первом квартале темп спада составлял 7,7%, во втором – 4,6%.
В последний раз отрицательная динамика в машиностроении фиксировалась в 2015 году, но тогда вся экономика страны чувствовала себя неважно после шокового обвала нефтяных цен. В текущем году макроэкономические показатели также не вызывают большого оптимизма, но они все же не провальные – ВВП, инвестиции, потребительский спрос, транспорт, промышленность, строительный секторе, сельское хозяйство демонстрируют хотя и невысокие, но положительные темпы роста. По всей видимости, машиностроение сфокусировало на себе проблемы всех секторов и пластов экономики и поэтому восприняло текущую непростую ситуацию болезненнее других.
Замедление спада во втором квартале обнадеживает, но, возможно, оно имеет временный характер. В основном замедление спада обусловлено резким ускорением роста производства компьютеров, электронных и оптических изделий, что в свою очередь связано с выполнением в июне крупных заказов на производство и поставку компьютерной и телекоммуникационной продукции. Таким образом, всплеск был разовый, и во втором полугодии динамика производства в этой отрасли может ухудшиться.
Также высокие темпы роста в 2019 году демонстрируют сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение, производство в которых выросло в первом полугодии, соответственно, на 11,2% и на 21,7%. Однако нет уверенности, что и в этих отраслях высокие темы сохранятся долго.
В сельскохозяйственном машиностроении рост производства поддерживается льготным субсидированием производителей в рамках правительственной программы №1432. Но уже сейчас средства, выделенные на эту программу, исчерпаны, и в случае ее непродления может начаться спад. В свою очередь, железнодорожное машиностроение растет за счет списания старых грузовых вагонов и обновления парка. Этот процесс идет уже третий год, и операторы рынка давно говорят о близком насыщении, поэтому рост производства вагонов может очень скоро остановиться.
В большинстве других машиностроительных отраслей и подотраслей наблюдается снижение производства, либо быстрое торможение роста. При этом самое сильное отрицательное влияние на общую статистику оказывает спад в аэрокосмической промышленности. По данным Росстата, спад производства летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования по итогам полугодия составил 43,5%. По всей видимости, он произошел из-за снижения госзаказа продукции военного назначения. При этом пик перевооружения в армии уже пройден, а поэтому вряд ли стоит ожидать, что в этой отрасли объемы производства в ближайшем будущем резко возрастут.
Также большой тормозящий эффект исходит от автомобилестроения, которое в предыдущие два года росло темпами, выраженными двузначными цифрами, а в первом полугодии текущего года увеличило выпуск только на 0,8%, причем во втором квартале и вовсе зафиксирован спад на 1,4%. Рост в этой отрасли поддерживается исключительно за счет льготных госпрограмм, финансирование которых сокращается.
Надежды на улучшение динамики производства в машиностроении в ближайшем будущем возлагаются, прежде всего, на активизацию инвестиционного спроса. Правительственные ведомства, в частности МЭР и ЦБ, утверждают, что во втором полугодии экономика страны может оживиться за счет реализации госпроектов в рамках майских указов Президента. В связи с этим эксперты РИА Рейтинг ожидают, что темпы роста производства в некоторых машиностроительных отраслях, выпускающих технику инвестиционного назначения, могут увеличиться. Однако очень сомнительно, что этот эффект будет настолько сильным, чтобы существенно изменить ситуацию в течение нескольких месяцев. В связи этим следует ожидать снижения производства в машиностроении по итогам 2019 года на 3-5%.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2019 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 35 страниц формата А4, включая 20 графиков и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»