РИА Рейтинг – 19 фев. По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2019 года снизился на 4,2%, и на 1 января 2020 года составил 2,113 триллиона рублей. В абсолютном выражении суммарный объем госдолга регионов сократился на 93,3 миллиарда рублей, и наибольший вклад в его снижение внесли Краснодарский край (-40,65 миллиарда рублей) и Красноярский край (-21,92 миллиарда рублей). Еще в трех регионах объем госдолга сократился на 5-8 миллиардов рублей. Более существенному снижению государственного долга помешало наращивание долгового бремени Московской области, чей госдолг по итогам 2019 года вырос на 39,2 миллиарда рублей. 

Объем муниципального государственного долга по итогам 2019 года вырос на 2,3% и составил 380,46 миллиарда рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2020 года составил 2,49 триллиона рублей, что на 3,3% ниже, чем годом ранее. 

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2019 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 7,6%, при этом сокращение было зафиксировано всего в одиннадцати регионах. По сравнению с предыдущим годом наблюдается замедление темпов роста суммарных налоговых и неналоговых доходов всех бюджетов регионов РФ, так как по итогам 2018 года их прирост превышал 14%, а снижение наблюдалось всего в двух регионах. При этом объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 15%, что так же превышает прошлогодний показатель в 10,8%.

Структура госдолга без изменений

Структура государственного долга, по сравнению с итогами 2018 года, изменилась незначительно. На бюджетные кредиты по-прежнему приходится большая часть задолженности регионов, хотя их удельный вес снова немного снизился. По итогам 2019 года доля бюджетных кредитов составила 41,9% против 43% в 2018 году (44% в 2017 году). Удельный вес коммерческих кредитов также немного сократился, и на 1 января 2020 года составил 27,2% (28,8% на 01.01.2019 г.). На долю ценных бумаг и государственных гарантий суммарно приходится 30,8%, что на 2,6 процентных пункта выше, чем годом ранее. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2019 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2020 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2019 год.

Четвертый год подряд снижается долговая нагрузка на региональные бюджеты 

Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2020 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2019 год составило 22,5%, что на 2,8 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. При этом Республика Мордовия по-прежнему замыкает рейтинг, хотя за счет сокращения её долговой нагрузки, ширину диапазона региональных значений удалось заметно сократить. На 1 января 2020 года он варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 211,2% в Республике Мордовия. 

Положительных результатов Республике Мордовия удалось достичь во многом благодаря снижению объема госдолга на 9,1% и небольшому росту объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета (+1,9%). За счет чего долговая нагрузка на региональный бюджет по итогам 2019 года снизилась на 25,7%. 

На 1 января 2020 года Республика Мордовия осталась единственным российским регионов, где объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов бюджета, хотя ещё два года назад в эту группу входило семь регионов. 

В целом же, в 37 регионах РФ государственный долг на 1 января 2020 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 14 субъектах РФ госдолг превышает 70% налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2018 годом эти группы сократились на пять и девять регионов соответственно. 

В лидирующей группе снова пополнение состава

Продолжает расширяться лидирующая группа по уровню долговой нагрузки. По итогам 2019 года в нее входят четырнадцать российских регионов, что на один больше, чем по итогам 2018 года. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. К лидерам относятся регионы, в которых государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, и в их число входят Москва, Тюменская область, Ленинградская область, Алтайский край, Санкт-Петербург, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Крым, Владимирская область, Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. За счет сокращения долговой нагрузки в последних двух регионах и произошло расширение состава лидирующей группы, Иркутская область её покинула.

Во всех регионах группы по итогам 2019 года долговая нагрузка снизилась, за исключением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 

Долговая нагрузка сократилась в 73 российских регионах

По итогам 2019 года сокращение долговой нагрузки наблюдается в 73 российских регионах и, по сравнению с предыдущим годом эта группа сократилась на четыре региона. Положительные изменения связаны как с увеличением налоговых и неналоговых доходов бюджетов, так и с погашением долговых обязательств в регионах. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам сократилось на 29 процентных пунктов и составило 36,2%. За прошедший год региональным властям удалось снизить госдолг на 38,3%, при этом объем налоговых и неналоговых доходов вырос на 11,3%. Еще в трех регионах долговая нагрузка сократилась более чем на 25 п.п. К ним относятся вышеупомянутая Республика Мордовия (-25,7 п.п.), Краснодарский край (-25,6 п.п.) и Костромская область (-25,1 п.п.). Во всех трех случаях снижение долговой нагрузки сопровождалось опережающим сокращением госдолга и ростом налоговых и неналоговых доходов бюджетов. 

Уровень долговой нагрузки вырос в одиннадцати субъектах РФ, и самый существенный рост показала Республика Калмыкия, нарастив долговое бремя на 9,5 процентных пункта.

Объем государственного долга снизился в 65 регионах РФ

По итогам 2019 года абсолютный объем государственного долга снизился в 64 российских регионах, в 7 регионах – не изменился, в 12 регионах – вырос. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг отсутствует.

Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, чей госдолг сократился на 38,3% за счет полного погашения задолженности по коммерческим кредитам и частичного – по бюджетным. Кроме того, более чем на 20% сократились объемы государственного долга в шести российских регионах: Краснодарском крае (-29%), Мурманской области (-24,9%), Вологодской области (-24%), Кабардино-Балкарской Республике (-22%), Красноярском крае (-21,1%) и Ненецком автономном округе (-20%). 

Самый значительный прирост госдолга наблюдается в Иркутской области (+38,2%) и Московской области (+30,4%), но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в регионах составляет 11,8% и 33,7% соответственно, что далеко от критических уровней.

По абсолютному значению государственного долга Московская область сместила Краснодарский край и заняла лидирующее положение. На 1 января 2020 года объем госдолга Подмосковья составил 167,98 миллиарда рублей. Но, как отмечалось выше, долговая нагрузка на бюджет региона остается на приемлемом уровне благодаря высокому уровню объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Рано или поздно, но госдолг регионов снова начнет расти

Несмотря на то, что региональный госдолг и долговая нагрузка снижаются четвертый год подряд, велика вероятность того, что уже по итогам 2020 года регионов, самостоятельно не справляющихся с расходами на социальные обязательства, станет больше. Необходимость выполнять «майские указы», а также реализовывать национальные проекты и инициативы, озвученные в Послании Президента РФ Федеральному собранию, в какой-то момент вынудят региональные власти возобновить заимствования. А с учетом сокращенных возможностей в привлечении кредитования за счет федерального бюджета, будут расти доли долговых ценных бумаг и коммерческих займов в структуре региональных госдолгов. Тем не менее, экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» не ожидается резких скачков показателей. По нашим расчетам, если в 2020 году объем государственного долга вырастет в пределах 5% и рост налоговых и неналоговых доходов останется на текущем уровне 7-8%, то по итогам 2020 года долговая нагрузка существенно не изменится и составит 22-23%.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы  «Зубовский, 4»