РИА Рейтинг – 14 дек. Текущий год ознаменовался достаточно радикальными изменениями на рынке новых автомобилей, что во многом стало следствием пандемии коронавируса. Фактически весь мир столкнулся с дефицитом машин, так как их выпуск оказался ограниченным по причине недоступности некоторых деталей, и в первую очередь электронных чипов. Причем разрешение данной проблемы вряд ли можно ожидать в краткосрочной перспективе. При оптимистичном сценарии окончание дефицита можно ожидать в конце 2022 года, но при других сценариях проблемы могут сказываться заметно дольше. Российский рынок автомобилей на этом фоне во второй половине года стал показывать достаточно уверенное снижение продаж. Так в июле-ноябре 2021 года в России было продано 568 тысяч новых автомобилей, против 710 тысяч в прошлом году. На фоне ограниченности предложения автоконцерны более смело стали повышать цены и отменять льготные программы кредитования. Кроме того, автосалоны зачастую продают машины заметно дороже даже подросших каталожных цен. Из-за этого доступность автомобилей заметно снижается.

Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.

Как показали результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей в текущем году снизилась очень существенно за счет роста цен на машину, роста кредитных ставок и общей высокой инфляции. Фактически доступность в среднем по России вернулась на уровень 2018 года. При этом доступность очень дифференцирована в географическом разрезе.

Как считался рейтинг

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита 3 года. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2020 и 2021 годы.

Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идёт на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета – на прочие расходы. Анализ проведён независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.

Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.

Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.

Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 100-200 тысяч рублей.

Региональные различия в доступности машин выросли

Как свидетельствуют результаты исследования, за последний год среднероссийская доступность автомобилей сильно снизилась. В среднем в 2021 году в России доля семей, для которых доступно приобретение в кредит и владение новым недорогим автомобилем стоимостью 700 тысяч рублей, рассчитанная по методологии рейтинга, составила 18,0%, что на 10 процентных пунктов меньше, чем в рейтинге 2020 года. Стоит отметить, что тогда недорогой автомобиль оценивался в 550 тысяч рублей, таким образом, снижение доступности во многом связано с ростом цены почти на 30%.

При этом различные регионы показали очень отличающиеся результаты. Доля семей, способных приобрести новый автомобиль, у лидирующего региона в 17 раз больше, чем у замыкающего рейтинг. В прошлогоднем рейтинге разница была менее 14 раз. В среднем же пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в рейтинге 2021 года в 10 раз, против 7,5 в прошлогоднем рейтинге. Таким образом, региональные различия в доступности машин выросли.

При этом доля семей, для которых доступен средний по стоимости автомобиль (стоимостью 1,8 миллиона рублей) составила 5,5% против 12% в прошлом году. Как видно, наблюдается более масштабное снижение доступности среднего по стоимости автомобиля, чем недорогого. Доля семей, которым доступен автомобиль премиум-класса опустилась до 0,8%, против 2,0% в рейтинге 2020 года.

Только два региона могут похвастаться высокой доступностью автомобилей

Согласно результатам рейтинга, лишь в двух регионах более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый автомобиль. Таким образом, можно сказать, что только два региона могут похвастаться высокой доступностью автомобилей. Еще в двух регионах эта доля семей близка и находиться в диапазоне от 40% до 50%, а неплохой уровень доступности машин (от 30% до 40%) наблюдается еще в 6 регионах. И если в 2020 году в 22 регионах доступность превышала 30%, то теперь осталось лишь 10 субъектов РФ с таким неплохим результатом.

Лидером рейтинга, как и в прошлом году, стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где исторически фиксируются одни из самых высоких зарплат в России. Помимо Ямало-Ненецкого автономного округа еще в 3 регионах более 40% семей могут приобрести в кредит и обслуживать новый автомобиль за 700 тысяч рублей. В этот список регионов-лидеров попали: Ямало-Ненецкий АО – 59,4%; Чукотский АО – 52,4%; Магаданская область – 43,8% и Сахалинская область – 42,4%. Следом за первой четверкой расположились: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ненецкий автономный округ, Москва, Камчатский край, Санкт-Петербург и Республика Саха (Якутия). Большая часть лидеров представляют северные регионы, и их лидерство не удивительно – высокие зарплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта. Нахождение двух главных городов России в числе регионов-лидеров по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге.

В части регионов-лидеров по доступности средних по стоимости автомобилей и премиальных автомобилей ситуация практически идентичная. Лидирующими регионами по доле семей способных купить в кредит машину премиум-класса (стоимостью 5,5 миллионов рублей) являются ЯНАО (4,5% семей), Москва (4,3% семей) и Чукотка (4,3% семей). В целом в 12 регионах России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести премиальный автомобиль.

Рост цен на машины в большей степени сказался на доступности в небогатых регионах

Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого в текущих реалиях автомобиля (700 тысяч рублей) без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 26 регионах менее 10% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать новый недорогой автомобиль. Стоит отметить, что в 2020 году таких регионов было всего 5, то есть доступность в небогатых регионах снизилась, причем ускоренными темпами.

Даже небольшое повышение цен на машины и процентов по кредитам может очень сильно сказаться на бюджетах семей с невысоким доходами, так как «лишних» денег практически нет. В этих условиях, по всей видимости, жители небогатых регионов будут вынуждены отложить в среднесрочной перспективе обновление автомобиля и покупку своей первой «лошадки». Кроме того, небогатые автовладельцы в большей степени будут стремиться заметно ограничивают расходы на собственный транспорт, в частности, будут отказываться от необязательных страховок, осуществлять самостоятельное обслуживание автомобиля, а также ограничивать дальность и частоту поездок, чтобы меньше платить за бензин.

Согласно результатам рейтинга, замыкают таблицу: Республика Ингушетия, где лишь 3,5% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 700 тысяч рублей, Чеченская Республика, где 3,7% семей доступен новый недорогой автомобиль, Республика Дагестан (4,6%), Кабардино-Балкарская Республика (5,8%) и Ивановская область (6,3%).

Скорее всего, ситуация с дефицитом автокомплектующих будет потихоньку разрешаться, и соответственно цены на автомобили стабилизируются. При этом рыночные ставки по кредитам могут продолжить расти, поэтому в части ценовых параметров приобретения машины в кредит ожидать заметного улучшения не стоит. Скорее всего, в среднем по стране доступность приобретения нового автомобиля останется примерно на текущем уровне, однако в различных регионах будет разная динамика.

 

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»