РИА Рейтинг – 20 дек. Последнее время для российского автомобильного рынка было достаточно сложным. В 2021 году был сильный дефицит чипов и нарушение логистических цепочек, что сильно ограничило и удорожило новые автомобили, а в текущем году многие автопроизводители покинули Россию, что еще сильнее сократило предложение новых автомашин. Во второй половине 2022 года наблюдается процесс адаптации к новым условиям, и ситуация постепенно выправляется за счет отечественных марок и китайских брендов, однако по-прежнему продажи новых автомобилей в разы меньше, чем в прошлые годы.

За последний год доступность автомобилей в России сильно снизилась. Согласно исследованию РИА Новости, в среднем в 2022 году в России доля семей, для которых доступно в финансовом плане приобретение в кредит и владение новым недорогим автомобилем (стоимостью 900 тысяч рублей), составила 16,3%, что на 1,6 процентных пунктов меньше, чем в 2021 году. Стоит отметить, что в 2021 году недорогой автомобиль оценивался в 700 тысяч рублей, таким образом, снижение доступности во многом связано с ростом цены машины почти на 30%.

Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили шестой ежегодный рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.

Как показало исследование различные регионы показали очень отличающиеся результаты. Доля семей, способных приобрести новый автомобиль, у лидирующего региона в 20 раз больше, чем у замыкающего рейтинг. Для сравнения, в рейтинге 2020 года разница была меньше – 14 раз. В среднем же пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в рейтинге 2022 года почти в 12 раз, против 7,5 в 2020 году. Таким образом, региональные различия в доступности машин выросли на фоне их сильного подорожания.

Как считался рейтинг

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита 3 года. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2022 и 2021 годы.
Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идёт на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета – на прочие расходы. Анализ проведён независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.
Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.
Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.
Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 100-200 тысяч рублей.

В четырех региона доступность автомобиля находится на высокой уровне

Согласно результатам исследования, только в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый автомобиль. Еще в трех регионах эта доля семей близка и находиться в диапазоне от 40% до 50%, таким образом, в четырех регионах доступность находится на достаточно высоком уровне. Также неплохой уровень доступности покупки автомобиля (от 30% до 40%) наблюдается еще в пяти регионах.

Кроме того, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого в текущих реалиях автомобиля (900 тысяч рублей) без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 35 регионах, согласно модельным расчетам, менее 10% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать новый недорогой автомобиль. Для сравнения в 2021 году таких регионов было 26, то есть доступность в небогатых регионах снизилась, причем достаточно сильно.

Стоит отметить, что существенное повышение цен на машины в последние два года, а также ужесточение условий кредитования в большей степени сказались на семьях с невысоким доходами, так как у многих из них нет излишка денежных средств.

Лидером текущего рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ с результатом 56,9%. Высокий результат этого региона является следствием высоких зарплат. Помимо Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в число лидеров попали Чукотский автономный округ и Магаданская область с результатом в 48,9% и 44,2% соответственно. Тут тоже высокие зарплаты, однако стоимость жизни в этих двух регионах заметно выше, что и определило отставание от ЯНАО. Также в первую пятерку попали Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (40,4%) и Ненецкий автономный округ (38,1%). Таким образом, лидирующая пятерка представлена исключительно северными регионами, что не удивительно поскольку там достаточно высокий уровень зарплат. Кроме того, в этих регионах значительная доля семей состоит из молодых работников без детей, что снижает семейные траты на текущее потребление. Высока доступность автомобилей в первой пятерке наблюдается даже несмотря на относительно высокие цены в этих регионах, в частности, на страховки, топливо и другие расходы.

Москва и Санкт-Петербург в текущем рейтинге занимают 6-е и 10-е места соответственно. При этом в Москве уровень доступности покупки автомобиля в 2022 году составил 37,3%, а в Санкт-Петербурге – 28,9%. Нахождение двух главных городов России в числе регионов-лидеров по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в них.

Средние по стоимости автомобили (2,5 миллиона рублей) заметно менее доступны, чем дешевые. Лишь 4,5% семей в целом по России могут приобрести такой автомобиль, согласно расчетам РИА Рейтинг. В ЯНАО и на Чукотке приобрести средний по стоимости автомобиль могут более 20% семей, а в 10 небогатых регионах доступность составляет менее 1%.

В части регионов-лидеров по доступности средних по стоимости автомобилей (2,5 млн рублей) и премиальных автомобилей ситуация практически идентичная. Например, лидирующими регионами по доле семей способных купить машину премиум-класса (стоимостью 10 миллионов рублей) являются Чукотка (1,65% семей), Москва (1,61% семей) и ЯНАО (1,49% семей). В целом в 5 регионах России, согласно расчетам РИА Рейтинг, хотя бы 1% семей могут себе позволить приобрести и содержать премиальный автомобиль.

Замыкают рейтинг южные национальные республики. На последней строчке расположилась Республика Ингушетия, где лишь 2,6% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 900 тысяч рублей, 84-я позиция у Чеченской Республики, где 2,8% семей доступен новый недорогой автомобиль, 83-я у Кабардино-Балкарской Республики (4,3%), 82-я и 81-я у Республики Дагестан (4,4%) и Республики Калмыкия (4,9%).

Вероятно, в среднесрочной перспективе ситуация на российском авторынке окончательно выправится, а цены на ряд моделей даже могут ощутимо снизится. На фоне замедления инфляции рыночные ставки по кредитам могут снизится ближе к концу 2023 года, поэтому возможности приобретения машины в кредит могут ощутимо увеличится уже в 2023 году, что в свою очередь приведет к росту доли семей, которым будет доступен автомобиль.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»