Как и 2009 год, 2010 год был непростым для российских регионов. Несмотря на постепенный выход экономики из кризиса, проблема формирования бюджетных доходов и региональных заимствований по-прежнему оставалась актуальной. Еще в 2009 ряд экспертов прогнозировали дефолты некоторых субъектов федерации, опасаясь существенного роста долговых обязательств. Но худшие сценарии не реализовались. Несмотря на то, что долговая нагрузка на региональные бюджеты в 2010 году в целом повысилась и у некоторых регионов уровень долга зашкаливает за 100% от объема доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений, для многих она остается на приемлемом уровне. Об этом свидетельствуют результаты рейтинга Субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, подготовленного экспертами Центра экономических исследований "РИА-Аналитика".
Согласно результатам рейтинга, суммарный государственный долг субъектов РФ на начало 2011 года составил 1095,99 млрд руб., а долг муниципальных образований - 169,81 млрд руб. За 2010 год объем государственного долга региональных и муниципальных бюджетов увеличился на 23% и 26% соответственно. Как и в 2009 году, важнейшим источником привлечения заемных средств стали недорогие бюджетные кредиты Минфина, правда, их объем несколько сократился.
При этом темпы роста доходов региональных бюджетов были ниже - суммарные доходы бюджетов субъектов РФ в 2010 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 10,3%, а доходы без учета безвозмездных поступления - на 18,5%. Таким образом, долговая нагрузка на региональные бюджеты несколько повысилась, однако, по мнению экспертов "РИА-Аналитика", в целом по большинству из них не вызывает опасений. Отношение суммарного долга к суммарным доходам бюджетов без учета безвозмездных поступлений всех субъектов РФ по итогам 2010 года составило 27,7% (26,6% в 2009 году). В то же время диапазон изменения долговой нагрузки по различным регионам довольно широк и составляет от 0 до 125%. То есть ряд регионов имеют очень сложную финансовую ситуацию. Однако превышение долга над доходами однозначно не свидетельствует о том, что денежных потоков субъекта федерации не хватит для выполнения обязательств и регион находится на грани дефолта - здесь важно учитывать временную структуру долга и требуется более детальное изучение долговых книг.
Самый низкий уровень долговой нагрузки - в Ямало-Ненецком АО, Тюменской области, Еврейской АО, Сахалинской области, Приморском крае, Пермском крае, Алтайском крае, г. Санкт-Петербург, где объем долга меньше 5% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, что в целом соответствует ситуации 2009 года.
Наибольший уровень долговой нагрузки по итогам 2010 года - в Республике Мордовия, Республике Северная Осетия-Алания, Астраханской и Костромской областях. Государственный долг этих субъектов РФ на 1 января 2011 года превышает 90% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам 2010 года. Высокий уровень долговой нагрузки у большинства этих регионов наблюдается уже второй год подряд и, скорее всего, по мнению экспертов "РИА-Аналитика" в ближайший год существенно не снизится. Учитывая, что значительная часть обязательств сформирована в период 2009-2010 гг. и имеет срок погашения в 2012-2015 гг., можно говорить о предпосылках снижения долговой нагрузки регионов не ранее чем через 2 года.
Как следует из результатов рейтинга, наиболее существенно уровень долговой нагрузки в 2010 году снизился в Республике Алтай, Чеченской Республике, Московской области. Больше всего долговая нагрузка выросла в Республике Мордовия, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Новгородской области.
Абсолютный объем государственного долга больше всего (более чем на 20%) сократили Алтайский край, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО. Кроме того, довольно существенно (на 21,3%) сократился объем государственного долга Приморского края. Однако в этом регионе существенно увеличился объем долга муниципальных образований, в результате суммарный долг субъекта РФ и муниципальных образований Приморского края увеличился на 27,1%.
В 2010 году более чем в 2 раза увеличился объем долга в 12 субъектах РФ. При этом в большинстве из них уровень долговой нагрузки, несмотря на существенный рост объема долга, остается на приемлемом уровне. Исключением является Республика Мордовия, где в результате более чем двукратного роста государственного долга его объем превысил на 25% объем доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам 2010 года.
С учетом планов Минфина по сокращению межбюджетных трансфертов и отсутствия существенного улучшения экономической ситуации долговая нагрузка в следующем году в ряде регионов может ухудшиться, что станет реальной угрозой для их платежеспособности.
Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки на 1 января 2011 года >>