РИА Рейтинг – 24 дек. Расходы на покупку продуктов питания остаются одними из самых значимых статей бюджета семей в большинстве стран Европы. Впрочем, в последние годы по мере социально-экономического развития государств и роста благосостояния населения доля этих расходов существенно снизилась. При этом различия между странами Старого Света очень существенны. Население наиболее экономически развитых стран с высокими доходами жителей тратит на еду в последние годы в пределах 15% совокупных потребительских затрат семьи. Более того, в Европе в настоящее время есть государства, где расходы на еду в семьях в среднем меньше, чем расходы на досуг и культурные развлечения.
В менее богатых государствах картина иная – расходы на еду в них могут приближаться к 40-50% всего бюджета семьи. Связано это с тем, что низкие доходы населения и необходимость в первую очередь обеспечивать основные физиологические потребности в калориях не позволяют осуществлять существенные затраты на отдых, платное образование и медицину, походы в рестораны и путешествия. Именно жители таких стран сильнее страдают от продуктовой инфляции – рост цен на продукты приводит к тому, что в их семьях приходится еще сильнее отказываться от менее жизненно важных затрат, увеличивая и так высокую долю расходов на еду.
Об отличиях в роли расходов на продукты питания для семей различных стран Европы свидетельствует рейтинг, подготовленный экспертами РИА Рейтинг на основе собранных официальных статданных о бюджетах домохозяйств в различных государствах по итогам 2014 года. В рейтинге европейские страны были отранжированы в порядке возрастания по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов семей.
Не экономить на еду
Стабильным лидером рейтинга остается одна из самых благополучных стран мира Люксембург. Расходы на продукты питания (с учетом безалкогольных напитков) люксембургской семьи составляют только 8,7% ее совокупных расходов на потребление (на 0.1 п.п. больше, чем год назад). На втором месте располагаются Нидерланды с 10,0% совокупных расходов, замыкает тройку Великобритания с 11,0%, вытеснившая из первой тройки Данию. Меньше 12% на еду тратят также семьи норвежцев и швейцарцев.
В целом следует отметить высокую корреляцию доли расходов на еду и ВВП на душу населения, хотя и не для всех стран эта связь однозначно присутствует. Так, в хвосте рейтинга расположилась испытывающая колоссальные социально-экономические проблемы Украина. Среднестатистическая семья на пропитание тратит здесь более половины потребительских расходов, что позволяет жителям Украины «с запасом» держать последнее место в Европе по этому показателю. Причем за прошедший год ситуация в стране продолжала ухудшаться – доля расходов на еду за год на Украине выросла с 55,5% до 56,5%. Очень высока доля расходов на еду также в Молдове (43,8% расходов семей тратится на еду) и Казахстане (42,2%).
Россия с показателем доли расходов семей на продукты питания по итогам 2014 года в 28,5% находится на 29-м месте рейтинга из 40 стран, опустившись за год на одну позицию, опережая все бывшие республики СССР за исключением Эстонии и Латвии, а также такие страны как Хорватия, Болгария, Сербия, Румыния. На россиянах постепенно отражаются последствия ухудшения экономической конъюнктуры - год назад доля расходов на еду в нашей стране составляла 27,7%. Причем по итогам текущего года с учетом падения реальных доходов россиян вероятно негативные тенденции продолжатся, хотя маловероятно, что следующая за Россией Хорватия все-таки сможет потеснить нас в рейтинге.
Не хлебом единым
Достаточно любопытен также показатель «доля расходов на алкоголь и табак». Согласно проведенному экспертами РИА Рейтинг анализу, меньше всего в расходах семей эти «вредные излишества» занимают в Швеции, на Кипре и в Молдове. В этих странах расходы на алкоголь и табак не превышают 1,3% потребительских расходов. Можно было бы предположить, что низкая доля расходов на алкоголь в Молдове является следствием активного кустарного винокурения, но при этом в этнически родственной Румынии доля расходов на табак и алкоголь, напротив, самая высокая и при это растущая — 7,7% от общих расходов на потребление. Вероятно, существенное влияние в данном случае оказывают различие в ценах. Также в числе стран с высокой долей потребления алкоголя Сербия (4,7%) и, как не странно, Турция — по всей видимости, из-за излишнего пристрастия к табаку.
Россияне по итогам 2014 года тратят на алкоголь и табак около 2,8% семейного бюджета и по этому показателю находятся в рейтинге на 21-м месте рядом с Чехией и Норвегией. Неплохие позиции нашей страны вероятно во многом связаны с относительно невысокими ценами на алкоголь и табак.
Достаточно значимым критерием, свидетельствующим об условиях жизни европейских семей, является доля расходов домохозяйств на кафе, рестораны и отели. При этом в отличие от расходов на еду, в данном случае высокие показатели свидетельствуют, как правило, напротив, о хорошем качестве жизни жителей. Впрочем, определенное влияние на расходы жителей стран на питание вне дома оказывают и исторические привычки населения, а также климатические факторы. Наихудший показатель в Европе по расходам на кафе и рестораны зафиксирован у жителей Румынии – 1,4%. Следом расположились их соседи жители Молдовы – 1,5% и сербы – 2,3%.
Самая большая доля затрат на общественное питание и гостиницы в структуре расходов семей наблюдается в Швейцарии – 10,6%. На втором месте Португалия – с 10,4%, на третьем – Греция с 9.8%. Рядом с греками расположились в рейтинге другие жители южных стран, любящих проводить время в кафе – испанцы и киприоты. Россия по этому показателю заняла 28-е место с конца с расходами на питание вне дома в 3,6% от совокупных расходов домохозяйств (3,7% год назад), располагаясь между Норвегией и Венгрией.
Показатель, характеризующий долю расходов на досуг и культуру в структуре семейных расходов, также находится в прямой зависимости от уровня доходов. Больше других на культуру, отдых и развлечения от совокупных расходов тратят жители Швеции (18,7% расходов), Австрии и Великобритании – около 12%. В этих государствах расходы на досуг даже превышают расходы на питание семей. Следом расположились Исландия и Швейцария. Самую низкую долю в 1,3% демонстрирует Молдова. Далее следуют Украина и Турция – 2% и 3% расходов соответственно. Россия по доле расходов на досуг и культуру находится посередине списка европейских государств с показателем в 7,1% (7,2% годом ранее). Рядом с нами расположились Венгрия и Люксембург.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.