РИА Рейтинг – 1 мар. В 2015 году на фоне общеэкономического спада и углубления региональных проблем субъекты РФ продолжали заимствования. По данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ увеличился на 11% и на 1 января 2016 года составил 2,318 триллионов рублей, что на 229 миллиардов рублей больше, чем годом ранее. Для сравнения, в 2014 году госдолг вырос на 20%, в 2013 – на 28,6%, в 2012 – на 15%. Таким образом, темп роста региональных заимствований снизился. Отчасти это может быть связано с тем, что регионы стали в большей степени экономить. Так расходы региональных бюджетов выросли лишь на 1,3% (для сравнения в 2014 году рост составил 7,9%). Отчасти с тем, что в условиях финансовой нестабильности регионы стали более аккуратно взвешивать кредитные риски.
Объем долга муниципалитетов увеличился на 9% и на начало 2016 года составил 341,3 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2016 года, по данным Минфина РФ, составил 2,66 триллионов рублей, что на 10,7% больше, чем годом ранее.
Государственный долг в 2015 году повышался на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. Снижение налоговых и неналоговых доходов было зафиксировано в 19 регионах. В 2015 году суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 7,5%.
Доля бюджетных кредитов будет расти
В 2015 году претерпела некоторые изменения структура регионального долга. Наиболее существенно выросла доля бюджетных кредитов – с 31% до 34,9% в силу предпочтительности последних из-за низкой процентной ставки, а также уменьшилась доля ценных бумаг c 21% до 18,6% вследствие неустойчивости финансового рынка и проблем с размещением. В то же время в некоторых регионах доля коммерческого долга достигла опасного уровня. Так, на фоне значительной долговой нагрузки очень высокий уровень коммерческого долга отмечен у Ивановской области (90%). При этом отношение государственного долга региона к собственным доходам региона составляет 95.3%.
В дальнейшем предполагается, что бюджетные кредиты в регионах продолжат постепенно вытеснять коммерческие. Для этих целей субъектам РФ из федерального бюджета предоставляется финансовая помощь в виде льготных бюджетных кредитов. В 2015 году на эти цели было выделено более 340 миллиардов рублей, в 2016 году в бюджете предусмотрено - 310 миллиардов рублей. Эта помощь вряд ли кардинально изменит ситуацию, в то же время позволит несколько снизить коммерческую нагрузку на бюджеты и предотвратить дефолты.
Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2015 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина о долговых обязательствах. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2016 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета, то есть к собственным доходам бюджетов без учета безвозмездных поступлений.
Долговая нагрузка на региональные бюджеты увеличилась
Уровень долговой нагрузки (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета) в 2015 году вырос. Долговая нагрузка на 1 января 2016 года по России в целом составила 36,5% против 35,4% годом ранее. При этом разброс показателя по регионам весьма широк: от 0% в городе Севастополь и Сахалинской области до 182,5% в Республике Мордовии, которая в течение длительного времени находится в верхней части списка регионов с самой высокой долговой нагрузкой.
Если в прошлом году Республике Мордовия удалось снизить госдолг с 172% до 121,1% к налоговым и неналоговым доходам, то в 2015 году долговая нагрузка выросла еще более существенно – на 61,5 п.п. Рост долговой нагрузки сопровождался как снижением объема собственных доходов бюджета (-16,3%), так и увеличением госдолга (+26,2%).
У 14 регионов госдолг превысил собственные доходы
Число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета, увеличивается из года в год: в 2012 году таких было всего два, в 2013 году – семь, по итогам 2014 года - десять, по итогам 2015 года - 14. У 57-ми субъектов РФ государственный долг превышает 50% от объема собственных (налоговых и неналоговых доходов) регионального бюджета, из них у 44-х субъектов РФ госдолг превышает 70% собственных доходов, из которых у 14-ти субъектов РФ государственный долг превышает 100% от объема собственных доходов. Для сравнения в 2014 году насчитывалось 26 регионов, у которых государственный долг превышал 70% от объема собственных доходов. Таким образом, количество регионов, испытывающих долговые проблемы, существенно увеличивается.
Помимо вышеупомянутой Республики Мордовия, в число регионов с самой высокой долговой нагрузкой входит Костромская область, где отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 136,7%, что на 15.6 п.п. выше, чем годом ранее. Кроме того, в Смоленской области долговая нагрузка составляет 121,4%, в Республике Карелия – 119,6%, в Республике Северная Осетия – Алания – 119,1%, в Республике Хакасия – 116,8%, в Республике Ингушетия – 113,3%, в Астраханской области – 111,4%. При этом во всех перечисленных регионах, кроме Республики Карелия и Республики Ингушетия, этот показатель увеличился на 4-15 процентных пункта. Кроме названных еще в семи субъектах РФ уровень долговой нагрузки превышает 100%. Наиболее сложная ситуация из них в тех регионах, где объем коммерческих кредитов составляет более 50% от общей задолженности. К таким относятся: Республика Марий Эл (63,9%), Забайкальский край (59,4%), Астраханская область (57,3%), Псковская область (56,9%), Еврейская автономная область (55,9%) и Саратовская область (52,1%). По сравнению с 2014 годом в пяти вышеперечисленных регионах доля коммерческих кредитов снизилась или почти не изменилась, за исключением Республики Марий Эл, где эта доля возросла с 33% до 63,9%.
Лишь несколько регионов имеют незначительную долговую нагрузку
Низкий уровень долговой нагрузки зафиксирован в девяти субъектах РФ. По итогам 2014 года таких регионов было только шесть, но в прошлом году при расчете не учитывались регионы Крымского федерального округа. Сахалинская область и г. Севастополь не имеют государственного долга. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет госдолг в Тюменской области, Республике Крым, г. Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и г. Москве.
Лидеры роста и снижения долговой нагрузки
В 2015 году уровень долговой нагрузки сократился в 28 субъектах РФ. Самое значительное снижение отмечено у Чукотского автономного округа, где за счет роста объема налоговых и неналоговых доходов на 53,5% долговое бремя регионального бюджета сократилось со 144,4% до 100,9%. В Карачаево-Черкесской республике отношение госдолга к собственным доходам составило 91,9%, что на 11,8 процентных пункта ниже, чем годом ранее. В остальных 27-ти регионах долговая нагрузка сократилась менее чем на 10%.
На 10 и более процентных пунктов отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам выросло в 19 регионах. Наиболее существенно долговая нагрузка возросла в Республике Мордовия, Еврейской автономной области, Республике Хакасия, Курганской области и Республике Калмыкия, где отношение госдолга к собственным доходам повысилось более чем на 30 процентных пунктов.
Краснодарский край стал новым лидером по абсолютному объему государственного долга. По итогам 2015 года его объем увеличился на 6,5% и составил 145,3 миллиардов рублей. Прошлогодний лидер – г. Москва – сохранил тенденции и продолжил сокращать объем госдолга (-13,2% до 140,5 миллиардов рублей). После роста на 23% в 2014 году объем государственной задолженности Московской области уменьшился на 4,3% и составил 98,8 миллиардов рублей по итогам 2015 года. Но объем государственного долга в г. Москве и Московской области далек от критических значений, так как по отношению к собственным доходам его уровень не вызывает опасений. В Москве объем долговой нагрузки составляет 8,8%, а в Московской области – 29,2%. А вот в Краснодарском крае объем госдолга почти сравнялся с объемами налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Наиболее существенный рост государственного долга зафиксирован в Тюменской области – в 3,5 раза до 1.1 миллиардов рублей, но по отношению к собственным доходам это составляет менее 1%. Еще в шести регионах объем госдолга увеличился на 50-90%, и только в двух из них ситуация с долговой нагрузкой вызывает опасения. Госдолг Магаданской области увеличивается второй год подряд. В 2014 году его объем вырос в 2.5 раза, в 2015 еще на 89%, при этом долговая нагрузка на бюджет превышает 77%. В Республике Хакасия объем госдолга вырос на 53%, а собственные доходы всего на 12,7%, вследствие чего долговая нагрузка на бюджет превысила 116%.
Более чем на 10% объем государственного долга сократился в четырех российских регионах: Камчатском крае (-15,5%), Республике Крым (-14,3%), г. Москве (-13,2%) и Ленинградской области (-12,2%). Еще восемь регионов РФ сократили объем госдолга на 1-5%.
В 2016 году долговая нагрузка регионов продолжит свой рост. Вероятно, стоит ожидать дальнейшего роста заимствований на фоне слабого роста собственных доходов бюджетов в условиях сохраняющихся неблагоприятных макроэкономических факторов и возможного снижения налоговой базы формирования бюджетов.
Что ждать в 2016 году
Объем государственного долга субъектов РФ, по оценкам РИА Рейтинг, вырастет на 15%-20%, а долговая нагрузка (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам) составит около 40-42%.
Можно ожидать увеличения числа регионов с предельно высоким уровнем долговой нагрузки. В то же время, несмотря на то, что в ряде регионов ситуация с долговыми обязательствами может иметь критический характер, при условии поддержки Минфина вероятность дефолтов невысока.
Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки в PDF–формате >>
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.