РИА Рейтинг - 20 дек. Пул государств, имеющих открытый выход в арктические моря, очень ограничен, и России в это смысле повезло больше всех — ее арктическое побережье самое протяженное в мире. До последнего времени это преимущество нашей страны виртуально монетизировалось в баррелях нефти и кубометрах природного газа, которые будут добываться по мере освоения арктического шельфа. Однако Арктика является уникальным экорегионом, который обладает не только минеральными, но и культурно-эстетическими богатствами. Иными словами — здесь есть, на что посмотреть, и за это не жалко отдать деньги.

Арктика может стать одним из туристических центров России, наряду с Сочи, Байкалом и Санкт-Петербургом. Зарубежный опыт это подтверждает. Однако в нашей стране данное направление развития туристического бизнеса долгое время находилось на уровне идеи или имело вид бонуса для «пресытившихся Куршавелем». Для того, чтобы Арктика стала доступной для рядового туриста, нужно развивать соответствующую инфраструктуру, а для этого необходимы немалые инвестиции и, что не менее важно, содействие властей, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Южный берег Белого моря

Архангельская область является одним из регионов, имеющих возможность реализовать такую уникальную возможность. В сущности, к таким регионам еще можно отнести только Мурманскую область и, с большой натяжкой, Ямало-Ненецкий АО. Восточные пределы российской Арктики — это объекты, скорее, для экстремального туризма, тогда как побережье более теплых Баренцева и Белого морей могут привлечь внимание даже тех туристов, которые привыкли к комфорту. К тому же они большую часть года свободны для безледокольного плавания, что положительно сказывается на себестоимости проекта.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

— Необходимо задействовать тот огромный туристический потенциал, который есть у Архангельской области. Нужны нестандартные решения, которые помогут развивать туризм на территориях и привлекать инвесторов.

Туристическая привлекательность Архангельской области до последнего времени недооценивалась и, фактически сводилась к одному объекту — Соловкам. Это уже давно устоявшийся туристический бренд, причем не только в России, и он имеет право на дальнейшую эксплуатацию, но потенциальные возможности Архангельской области в рамках проекта арктического туризма гораздо шире, тем более что Соловки, как туристический объект, ограничен по проходимости туристического потока.

В правительстве области разработано несколько направлений развития проекта арктического туризма, которые сейчас либо находятся в стадии оценки, либо уже реализуются на практике региональным агентством по туризму и международному сотрудничеству (АТМС). Основные перспективные направления — это круизный туризм, научно-экспедиционный туризм, а также создание новых туристических кластеров, альтернативных Соловкам.

Круизный туризм

В годы СССР такой вид бизнеса был невозможен в силу стратегической роли арктического региона страны. Доступ сюда простым смертным гражданам был затруднен, тем более простым смертным гражданам из стран НАТО. Ситуация изменилась в начале 2003 года, когда в Архангельский порт вошло первое круизное судно «Explorer» с иностранными туристами. С тех пор область приняла 26 иностранных круизных судов, на которых прибыли около 8 тыс. человек из Норвегии, Швеции, Германии, США и других стран. Таким образом, задел масштабному проекту дан, но этот задел составляет лишь небольшую часть от реальных возможностей.

Мировой круизный рынок в последнее время обретает вторую жизнь в связи с появлением большого спроса со стороны китайцев и представителей ряда других стран. Поэтому возникает потребность в дополнительных маршрутах, и Архангельская область с ее экзотическими поморскими селениями и оригинальными северными ландшафтами претендует стать одним из украшений круиза вдоль побережья Северной Европы.

Светлана Зеновская, руководитель агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области:

- Интерес к экспедиционным турам с посещением не только Архангельска и Соловков, но и некоторых населенных пунктов на побережье Белого моря подтолкнул нас к разработке отдельного пакета предложений для круизных операторов и судовладельцев. Мы провели анализ с точки зрения технических возможностей по приему судов, потенциальных объектов турпоказа в отдаленных от центра деревнях и селах, сохранивших традиционный уклад жизни и элементы быта поморов. Собран богатый материал, который стал основой для издания информационной брошюры с турпрограммами, которые сейчас активно продвигаются в рамках переговоров с иностранными операторами круизов и их партнерами в России.

В настоящее время АТМС разрабатывает концепцию развития морского круизного туризма в Архангельской области до 2020 год. Одной из главных проблем в реализации данного проекта является отсутствие соответствующих причалов для постоянной швартовки больших туристических судов. Кроме того, затормаживает развитие этого бизнеса длительное согласование процедуры захода судов в порты, законодательные ограничения для плавания иностранных судов во внутренних водах России и др. Все эти аспекты были учтены в разрабатываемой концепции. В частности, до 2020 года будет завершено строительство причалов Красной пристани, а с 2014 году запланировано снижение портовых сборов на 20%.

Одним из первых результатов реализации концепции стало подписание соглашение АТМС с ООО «Атлантис Лайн Морские Круизы». В соответствие с этим соглашением обе стороны, подписавшие его, начали активную работу по продвижению экскурсионных программ в Архангельской области на российский и международный круизные рынки. Таким образом, «промоушен» проекта на рынке уже осуществляется, теперь нужно ждать результата.

Основными целевыми показателями концепции развития круизного туризма являются: достижение к 2016 году 15 заходов пассажирских судов, а в 2020 году — 30. В пересчете на людей — это 40-60 тыс. человек в год.

Научно-экспедиционный туризм

В Архангельскую область и Ненецкий АО входят ряд экзотических островных территорий, которые мало доступны для круизных судов, но они могут стать привлекательными целевыми объектами для нерядовых туристов. При этом под «нерядовыми» подразумеваются не столько туристы материально обеспеченные, сколько специально настроенные на Арктику, или более изысканные ценители северных ландшафтов, которые могут поступиться частью комфорта и даже частью безопасности ради новых знаний и новых ощущений. На самом деле, в России и в мире таких «романтиков» осталось еще довольно много.

Научно-экспедиционный туризм отличается от экстремального наличием минимального, но достаточного комфорта, а от круизного тем, что количество потребителей этих услуг меньше, используемые плавсредства также не велики (вместимостью до 100 человек), но, вместе с тем, стоимость таких услуг в расчете на человека выше, а поэтому объемы доходов могут быть сопоставимы с доходами от круизного туризма.

Президент круизной компании «Пасифик Нетворк» Сергей Фролов:

- Россия открывает доступ к уникальным туристическим ресурсам Русской Арктики. Уже сегодня мы можем организовывать круизы по Северному морскому пути. Это уникальнейшая практика. Отмечу, что речь идет именно о научно-экспедиционном туризме, а не о лайнерах с ресторанами и казино. Экспедиционный туризм – это небольшие суда, чаще всего с 50-80 пассажирами. Мы понимаем, что Соловецкие острова – это не место для развлекательных круизов.

Целевыми территориальными объектами такого вида туризма являются, прежде всего, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Сюда же можно добавить Соловки, так как этот архипелаг не рассчитан на большую антропогенную нагрузку, а поэтому мало пригоден для использования в рамках развития масштабного круизного туризма.

Развитию научно-экспедиционного туризма также препятствует ряд проблем, одной из которых является замусоренность островов техническими отходами прошлых лет. Эта проблема сейчас решается на федеральном уровне. Активное участие в организации очистки северных территорий принимают также правительства Архангельской области и Ненецкого АО.

Новые туристические кластеры

Архангельская область — регион с богатой историей. Здесь есть не только великолепные ландшафты, но и уникальные исторические памятники, которые не ограничиваются лишь Соловецким монастырем. Поэтому давно назрела необходимость создания дополнительных туристических кластеров.

В правительстве области разработаны проекты по созданию двух таких кластеров. Первый — это «Каргополье». Его туристический потенциал обусловлен высокой концентрацией на территории города Каргополь и в его окрестностях памятников архитектуры и объектов культурного наследия федерального значения, а также богатыми рекреационными возможностями национального парка «Кенозерский».

Второй кластер — «Устьяны». Он нацелен на формирование круглогодичного центра активного отдыха на территории Устьянского района с использованием широких возможностей спортивного, этнографического и событийного туризма.

Оба проекта были представлены правительством Архангельской области на конкурс Ростуризма в рамках реализации федеральной целевой программы «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Оба проекта вышли во второй тур конкурса, на который были допущены заявки только от восьми регионов, и в результате оба проекта получили одобрение с гарантией федерального финансирования. Случилось это совсем недавно — в ноябре текущего года.

Эта первый случай участия правительства Архангельской области в подобного рода конкурсах и тем ценнее успех, причем двойной. Он стал возможен, благодаря тщательной предподготовке, в результате которой было налажено тесное сотрудничество между руководством области и потенциальными инвесторами.

Выигрыш в конкурсе означает получение 110 млн федеральных рублей в течение 2014-2016 годов. Впрочем, в данном случае важны не столько деньги, потому что они далеко не покрывают необходимый объем инвестиций. В целом реализация обоих проектов оценивается в 1.5 млрд руб., в том числе сумма привлеченных инвестиций — 1 млрд руб. Выигрыш в конкурсе в большей мере ценен тем, что он еще раз показал и доказал, что Архангельская область является одним из наиболее привлекательных для туристов регионов России, и потенциал этого бизнеса в регионе очень высок.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

- Архангельская область стала заметней на российском туристском рынке, о чем свидетельствует увеличение въездного туристского потока. В 2014 году мы планируем направить большие усилия на продвижение региональных туристских продуктов в России и за рубежом. Для этого, в частности, безусловно, требуется интенсивное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры на территории области, способной удовлетворить потребности российских и иностранных туристов.