РИА Рейтинг – 16 авг. Скидки европейским потребителям позволили заметно увеличить поставки российского газа в Европу. Но из-за разногласий с Украиной суммарные поставки, как и доходы от экспорта продолжают снижаться, считает эксперт РИА Рейтинг Андрей Куц.
Согласно опубликованной отчетности Газпрома, продажи газа за рубежом снизились в годовом сравнении всего на 0.2% до 104.2 млрд куб. метров. При этом в страны Западной и Центральной Европы продажи выросли почти на 10% до 78.9 млрд куб. метров.
Причин такого успеха в Европе несколько – это и холодная весна, и технические неполадки на газовых промыслах Норвегии, и уход катарского газа в более премиальный азиатско-тихоокеанский регион. Но также в числе основных причин следует назвать ценовые скидки, которые Газпром предоставлял в прошлом и текущем годах своим европейским клиентам. В результате, российский трубопроводный газ стал более конкурентоспособным и более привлекательным для европейских потребителей.
Уступчивость пошла на пользу
Цена спотового газа на европейском рынке в 2013 году растет. В среднем по итогам полугодия она составила около $380 за тыс. куб. метров, что на 15% больше, чем годом ранее. В то же время российский газ на границе с Германией, согласно данным МВФ, напротив, снизился в цене на 8.4% до $410 за тыс. куб. метров. Таким образом, разница сократилась до минимума, а учитывая техническое преимущество поставок трубопроводного газа перед спотовым газом, эта разница фактически перестала существовать.
Как следует из данных отчетности Газпрома, охотно увеличили покупку российского газа в первом полугодии крупнейшие европейские потребители – Германия, Великобритания, Италия. Причем в Италию поставки российского газа за год почти удвоились. Таким образом, уступчивость Газпрома пошла ему на пользу. Даже несмотря на скидки, выручка от экспорта газа в страны Европы выросла.
Однако общий доход от экспорта газа сократился. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), сокращение доходов от экспорта по итогам полугодия составило в годовом сравнении 1.5% или более $500 млн. Общую статистику испортило снижение поставок в страны СНГ на 22%. При этом, как видно из отчета Газпрома, основная доля недобора приходится на Украину.
Неуступчивость пока вредит
По итогам полугодия продажи Газпрома на Украине в физическом выражении сократились почти на 40% или на 6 млрд куб. метров. Таким образом, учитывая, что цена для Украины составляет около $400 за тыс. куб. метров, в денежном выражении потери составили около $2.5 млрд. Еще недавно Украина была крупнейшим покупателем российского газа, тогда как по итогам полугодия она уступила по объему закупок даже Белоруссии, не говоря уже о Германии, Италии и Турции.
Причина в цене. Украина считает, что платит за российский газ слишком дорого. Россия готова предоставить скидку, но, в свою очередь, хочет получить контроль над украинской газотранспортной системой. Пока никто уступать не хочет.
В результате, страдают экономики обеих стран. Россия теряет в выручке от экспорта. В свою очередь, Украина вынуждена перестраивать свою экономику на другие энергоносители и изыскивать другие источники получения газа. Сейчас местные металлургические заводы срочным образом переоборудуются под использование угля, быстрыми темпами развивается солнечная, ветровая и био-энергетика, ускоряется добыча собственного газа, осуществляется реверс газа из других стран.
Можно скептически относится к этим попыткам Украины, но второй год подряд ей как-то удается обходиться половиной того российского газа, который она потребляла в прошлом.
Если бы Россия предоставила в свое время скидку для Украины, то сейчас физические объемы поставок газа в эту страну могли бы, как минимум, не снизиться, а денежные доходы были бы заметно выше нынешних. По оценке экспертов РИА Рейтинг, скидка Украине в $50 принесла бы в I полугодии дополнительно примерно $1.5 млрд доходов от экспорта газа при условии, что объем поставок в Украину был бы равен объему поставок в I полугодии прошлого года. Эффект был бы еще больше, если бы объемы поставок сохранились на уровне первой половины 2011 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.