РИА Рейтинг – 21 авг. В течение последнего года – с конца первого полугодия 2016 до настоящего времени нефть преимущественно дорожала. В середине прошлого года она стоила немногим больше $40 за баррель, в середине текущего года – немногим больше $70. В целом, динамика цен была относительно стабильной, или, точнее говоря, стабильно повышательной – без резких перепадов и без серьезных заскоков в зоны риска в ту или иную сторону. Такие заскоки, если и бывали, то очень непродолжительные. Можно сказать, что к середине 2018 года усилиями ОПЕК и России, которые совместно отладили регуляционный механизм, был, наконец, достигнут на рынке тот баланс спроса, предложения и цены, который в той или иной степени устраивает всех – и производителей нефти, и их потребителей. Производители вряд ли сами хотят цену больше $80, а потребители, конечно, хотели бы около $60, но и $70 их тоже не очень тяготит. При этом нефти всем хватает, но и избытка ее нет.

Роль третьей силы

Однако этот баланс и стабильность в ближайшее время могут быть нарушены из-за вмешательства третьей силы. Причем логика приложения этой силы не совсем понятна. Ее рациональность на первый взгляд не просматривается. С одной стороны, очевидно, что Соединенным Штатам не выгодна чрезмерно высокая цена нефти. Во всяком случае, не выгодна она рядовым американцам. Когда в мае цена Brent на момент вышла из-под контроля и приблизилась к $80 за баррель, а цена бензина в США поднялась до $2,2 за галлон, президент страны в довольно жесткой манере обвинил ОПЕК в недееспособности и призвал их немедленно поднять добычу. ОПЕК довольно быстро согласилась и сняла ограничения на добычу, наложенные в 2016 году. Цена барреля с тех пор отступила к комфортному уровню $70, а цена галлона – к $2. Опять же все довольны.

Но дальнейшие действия США в отношении Ирана совершенно непонятны. Выражая недовольство по поводу высоких цен на топливо, администрация страны в то же время настойчиво пытается убрать с рынка 2 млн баррелей в день иранской нефти посредством возобновления санкций, что априори должно привести к возобновлению дефицита и очередному всплеску цен. При этом мотивация очередного конфликта с Ираном совсем не очевидна. Логику этих действий можно объяснить лишь в совокупности со всеми другими алогичными мерами администрации США, которая в последнее время размахивает санкциями и пошлинами направо и налево, не щадя ни своих, ни чужих. В результате, довольно спокойный всегда рынок алюминия пережил недавно небывалый стресс, турецкая лира упала до исторического минимума, доллар укрепился к евро до одногодичного максимума, Китай фактически ввел запрет на американский СПГ, цена стали на рынке США поднялась выше порога рентабельности потребителей стальной продукции – все это звенья одной цепи.

Впрочем, не цель данной заметки – оценивать нынешнюю внешнюю политику США. Цель – всего лишь указать на возможные ее воздействия на нефтяной рынок в ближайшей перспективе. Как известно, ультиматум США, объявленный практически всему миру, требует прекратить любые углеводородные отношения с Ираном до 4 ноября 2018 года. В ином случае у нарушителей ультиматума могут возникнуть неприятности. Они будут лишены возможности реализовывать какие-либо торговые и финансовые действия, имеющие какие-либо отношения к американской финансовой системе и в том числе к ее валюте. И хотя Евросоюз выражает сейчас большое недовольство по поводу этих требований, но, скорее всего, он уступит. Франция, Южная Корея, Япония уже сворачивают свою деятельность в Иране и постепенно прекращают покупку его нефти. За ними последуют Великобритания, Германия и прочие союзники.

Конечно, полностью изолировать Иран не удастся, так как в этой блокадной стене есть несколько слабых мест и в том числе Россия и Китай. Также не исключено, что недостающие 2 млн баррелей могут быть возмещены усилиями ОПЕК, России и американских сланцевиков. Кроме того, сформированные в прежние годы запасы сырья еще довольно велики. То есть фактически выбытие Ирана – это серьезный удар по рынку, но не роковой.

Вероятный сценарий

Тем не менее, чисто психологический шок практически неизбежен. Например, вполне возможен такой сценарий: в октябре рынок начнет нервничать по поводу приближающейся даты «икс», цены превысят $80 и приблизятся к $90; в середине ноября рынок опомнится и поймет, что ничего страшного по большому счету не случилось, острого недостатка нефти нет – цены снова рухнут до $70 и приблизятся к $60; затем, ближе к декабрю, образуется небольшой повод поволноваться, который в другой ситуации не имел бы существенных последствий (подрыв нефтепровода в Ираке, захват боевиками нефтетерминала в Ливии, плохие новости из Венесуэлы и пр.), и разбалансированный рынок снова подбросит цены до 80-90$, чтобы в начале будущего года снова опустить их до $60. В данном случае уровень цен не важен, а важны перепады – частые и высокоамплитудные, которые своей непредсказуемостью вреднее для рынка, чем стабильный спад или стабильный рост.

За аналогиями ходить далеко не надо. В 2012 году, когда вводились санкции против Ирана, ситуация была примерно такая же: в январе – $108 за баррель, в марте – почти $130, в июне – менее $90, в августе – почти $120. Если учесть количество и размах колебаний, то это был, пожалуй, самый волатильный год на нефтяном рынке за последнее десятилетие. Он же, пожалуй, и подготовил обвал 2014-2015 годов, потому что санкции рано или поздно придется снимать.

Более детальный анализ мирового рынка нефти и газа, трендов развития российской нефтедобывающей и газодобывающей отраслей, а также нефтепереработки в январе-июне 2018 года приведены в бюллетене «Нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2018 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня».

Объем бюллетеня – 49 страниц формата А4, включая 33 графика и 12 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, МЭР, IEA, Powernext, данные компаний, собственные расчеты РИА Рейтинг и другие источники.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.