РИА Рейтинг – 11 дек. В текущем году в российском машиностроении наблюдается крайне неравномерная динамика производства. Согласно оценке МЭР, в первом квартале, когда карантинные ограничения еще не были задействованы, в машиностроении был зафиксирован рост производства в годовом сравнении на 6,1%. Во втором квартале, когда многие предприятия остановились, производство резко снизилось – на 15,8%. Однако в третьем квартале положительная динамика неожиданно восстановилась, и рост в годовом сравнении составил 3,7%. В том числе в июле машиностроительное производство выросло на 7,8%, в августе – на 7,6%.

Неожиданность результата третьего квартала заключается в том, что, как правило, в периоды кризиса машиностроение восстанавливается медленнее других отраслей обрабатывающего сектора, однако в 2020 году выход на положительную динамику состоялся даже быстрее, чем в целом по обрабатывающему сектору, который в третьем квартале снизил производство на 0,4%.

Отчасти улучшение динамики в отрасли в третьем квартале можно объяснить отложенным спросом после карантина. По многим видам машиностроительной продукции на рынке в период карантина образовался дефицит, который активно преодолевался после снятия ограничений. В частности, это касается автомобилестроения, где в период карантина были закрыты дилерские центры, что практически лишило возможности в течение месяца приобрести новый автомобиль. Также в третьем квартале возобновился рост продаж дорожно-строительной техники.

Еще одной причиной улучшения в третьем квартале является возобновление кооперации с зарубежными поставщиками, так как в период карантина российские заводы столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства на предприятиях в странах ЕС и Азии.

Кроме того, текущий кризис является не совсем экономическим, так как он вызван в большой мере стихийным фактором пандемии. При затухании этого фактора, восстановление должно произойти быстрее, чем это было, например, в 2009 году, когда кризис возник вследствие финансового «пузыря», тогда как в 2020 году очевидных «пузырей» в мировой экономике до наступления пандемии не просматривалось.

Отметим также, что Росстат в своем сентябрьском отчете существенно пересмотрел результаты промышленности в сторону улучшения. Пересмотр коснулся многих отраслей и в том числе машиностроительного комплекса. Причем в машиностроении изменение было наиболее контрастным. Так, в предыдущей оценке по итогам первого квартала было зафиксировано снижение производства в машиностроении на 0,5%, во втором квартале – на 24,7%. В измененной оценке эти показатели существенно улучшены. Таким образом, на результат третьего квартала в отрасли могли повлиять не только конъюнктурные факторы, но и статистические модификации.

Как бы там ни было, по итогам девяти месяцев спад производства в машиностроительном комплексе МЭР оценивает в 3,3%, что является худшим показателем последних пяти лет. Однако, учитывая крайне негативные прогнозы, высказывавшиеся экспертами в период активной фазы пандемии, данный результат можно считать неплохим. При этом из пяти отраслей машиностроения, классифицируемых Росстатом, в двух была отмечена положительная динамика – в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, а также в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки.

Самый глубокий спад – почти на 20% – отмечен в автомобилестроении. Однако и в этой отрасли в третьем квартале динамика улучшилась. Если во втором квартале, когда были закрыты автодилерские центры, спад производства в автомобилестроении составил более 40%, то в третьем квартале – всего 6,4%. При этом динамика продаж легковых автомобилей на внутреннем рынке в третьем квартале была положительной.

На 4,4% сократилось производство прочих транспортных средств и оборудования, которое представляет такие сектора, как железнодорожное машиностроение, судостроение, авиакосмическое машиностроение, производство боевых машин. Причем еще по итогам восьми месяцев спад в этой отрасли составлял 17,5%, однако после переоценки Росстата, динамика была существенно улучшена.

Минимальный спад зафиксирован в производстве электрического оборудования – всего на 0,6%. При этом наилучший результат в данной отрасли отмечен в кабельной промышленности.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, по итогам 2020 года спад производства в машиностроении составит 3,5-4,5%, а в 2021 году возможен выход на положительную динамику, если, конечно, удастся преодолеть угрозу второй и последующих волн пандемии.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения за девять месяцев 2020 года приведен в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2020 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 40 страниц формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 40 (итоги января-сентября 2020 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы  «Зубовский, 4»