РИА Рейтинг – 25 мар. Машиностроительный комплекс неожиданно продемонстрировал очень неплохой итоговый результат в 2019 году. Неожиданный – потому что промежуточные результаты были очень слабые. На протяжении всего 2019 года динамика производства в машиностроении была крайне неровной – частый спад чередовался редким ростом, и на положительный итог никто не надеялся. Тем не менее, в начале 2020 года Росстат в связи с переходом на новый базисный год переоценил промежуточные показатели, а вместе с ними и итоговый результат. На выходе получен рост производства в целом по машиностроительному комплексу на 5,1%, что стало самым высоким показателем среди отраслей обрабатывающего сектора.
Эксперты РИА Рейтинг уже писали, что возможных версий данного феномена две. Либо Росстат изменил весовые коэффициенты отраслей внутри машиностроительного комплекса в пользу той, которая действительно демонстрировала очень неплохие результаты в течение года (производство компьютеров, электронных и оптических изделий), либо задним числом «подтянул» результаты отрасли, большую долю в которой занимает продукция ВПК (производство прочих транспортных средств и оборудования), а поэтому открытому анализу недоступна.
В любом случае обольщаться итоговым результатом не приходится. Потому что в некоторых машиностроительных секторах, причем очень важных, ситуация в течение 2019 года и по итогам его была довольно непростой.
Во-первых, автотранспортное машиностроение. Производство всех видов автомобильной техники сократилось в 2019 году после двух лет активного роста. Главная причина – падение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного. При этом, как и в прежние годы, были осуществлены стимулирующие меры господдержки, но и это не помогло. Население, похоже, совсем отказывается покупать машины без привлечения кредита, так как автокредитование растет высокими темпами, но продажи, тем не менее, падают.
Во-вторых, крупное энергетическое оборудование. Суммарное производство всех видов турбин – паровых, газовых, гидравлических, а также генераторов переменного тока (синхронных) сократилось до минимального уровня за последние пятнадцать лет. Программа ДПМ в энергетике закончилась, а вместе с ней и резко сократился внутренний спрос на оборудование.
В-третьих, сельскохозяйственное машиностроение. Оно немного выросло по итогам года, но во втором полугодии произошел полный провал, потому что деньги из бюджета, выделенные на субсидирование производителей по программе 1432, закончились. В 2020 году от этой программы могут совсем отказаться, и тогда результат будет наверняка отрицательный.
В-четвертых, аэрокосмическая промышленность. Возможно, в связи с переоценкой в дальнейшем статистика этого сектора будет улучшена, но в таблицах базы данных ЕМИСС цифры остались прежними – спад производства летательных аппаратов, включая космические, составил по итогам 2019 года 31,8%. Чем вызван такой спад, не известно, так как производственная информация по сектору не прозрачна.
Эксперты РИА Рейтинг, полагают, что в 2020 году динамика производства в машиностроении могла бы улучшиться в связи с более активной реализацией нацпроектов и связанного с этим ростом спроса на оборудование инвестиционного назначения. Однако текущая ситуация в мире, связанная с распространением коронавируса, может нанести серьезный ущерб всей российской экономике и машиностроению в том числе. Степень последствий сейчас предугадать сложно, так как катастрофа еще не достигла пика. Вводимые ограничения могут привести к остановке предприятий, как это происходит в Европе. С этой точки зрения наиболее уязвимы многочисленные сборочные предприятия, которые производят продукцию из импортных комплектующих. Кроме того, произошедшая девальвация рубля и падение нефтяных цен могут привести к падению инвестиционной активности организаций и к отсрочке ранее принятых инвестиционных решений. Прежде всего, сокращение спроса может последовать со стороны самых состоятельных и платежеспособных клиентов – нефтяных компаний, которые уже начинают резать свои инвестиционные планы.
Впрочем, пока рано сгущать краски. Какие-либо выводы можно будет делать только после публикации мартовской статистики.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. – выпуск № 37 Итоги 2019 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 35 страниц формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»