РИА Рейтинг – 21 сен. Машиностроение традиционно переживает экономические кризисы болезненнее других промышленных отраслей. Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходите медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и подобная тенденция наблюдается в 2020 году.
Каждый кризис сопровождается падением инвестиционного спроса со стороны бизнеса, а также снижением платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, предназначенную для потребительского рынка. В первом полугодии инвестиции в основной сократились на 4,0% в годовом сравнении, а во втором квартале – на 7,6%. При этом реальные располагаемые доходы населения снизились в первом полугодии на 3,7%.
Кроме того, все кризисы, как правило, сопровождаются падением нефтяных цен и девальваций рубля, что, с одной стороны, снижает инвестиционную активность самого крупного потребителя машиностроительной продукции – нефте-газодобывающего сектора, а, с другой стороны, приводит к удорожанию импортных комплектующих.
При этом текущий кризис помимо своей пандемической специфичности отличим от предыдущих кризисов тем, что российский машиностроительный сектор вступал в него уже ослабленный. Нестабильная динамика производства в машиностроении наблюдалась еще в прошлом году в связи с недостаточным спросом как со стороны потребительского рынка, так и низкой инвестиционной активностью – прежде всего, в коммерческом секторе. Спрос на продукцию машиностроительных предприятий и их работоспособность зачастую поддерживались только за счет всевозможных госпрограмм льготирования и субсидирования.
Уже в первом квартале 2020 года, когда карантинные ограничения еще не были задействованы, в машиностроении был зафиксирован спад производства в годовом сравнении на 0,5%, согласно оценке МЭР. Во втором квартале, когда многие предприятия остановились, спад резко углубился – до 24,7%. При этом в апреле темп спада составлял 34,3%, что стало худшим показателем с октября 2009 года. В последующие месяцы, по мере постепенного выхода населения и организаций из карантинного режима, темпы спада стали сокращаться, но все равно оставались очень большими – 20,7% в мае и 19,1% в июне. В целом по итогам полугодия спад составил 12,6%.
Из пяти отраслей машиностроения, классифицируемых Росстатом, незначительный рост по итогам полугодия зафиксирован только в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки. В том числе, положительную динамику продемонстрировали производители сельскохозяйственной техники за счет сохранения платежеспособного спроса со стороны российских аграриев, а также благодаря программе государственного субсидирования скидки при покупке отечественно сельхозтехники. Производство зерноуборочных комбайнов в первом полугодии увеличилось на 6,8%.
В остальных четырех машиностроительных отраслях зафиксирован спад производства по итогам полугодия. При этом самый глубокий спад произошел в автомобилестроении. Выпуск легковых автомобилей снизился в первом полугодии на 34,9%, во втором квартале – более чем в два раза. Для стабилизации ситуации в данном секторе машиностроения реализовано несколько мер господдержки, и в том числе опережающий выкуп техники федеральными органами власти. Эти меры отчасти стимулировали дополнительный спрос, в особенности в секторе грузового автомобилестроения и автобусостроения. Тем не менее, по итогам года спад производства автомобильной техники ожидается на уровне 20%.
Также в 2020 году произошло резкое ухудшение ситуации в железнодорожном машиностроении. Перенасыщение рынка грузовых вагонов, наблюдавшееся уже не первый год, совпало с пандемическим шоком, в результате которого произошло резкое снижение грузовых перевозок и сокращение инвестиционных планов транспортных компаний.
Из других секторов машиностроения отметим продолжающееся глубокое падение в авиакосмической промышленности. Как свидетельствуют данные Росстата, производство летательных аппаратов, включая космические, снизилось в первом полугодии на 36,0%. Отчасти такой результат обусловлен снижением экспорта.
Эксперты РИА Рейтинг полагают, что во втором полугодии динамика производства в машиностроении будет улучшаться в связи со снятием ограничений и постепенным восстановлением экономики. Уже в июле и августе, по оперативным данным МЭР, темпы спада в машиностроении были значительно меньше, чем в целом по промышленности, что отчасти можно объяснить эффектом отложенного спроса. Кроме того, возможно, сказались оперативно предпринятые меры господдержки.
Тем не менее, учитывая крайне негативный результат первого полугодия и в особенности второго квартала, эксперты РИА Рейтинг полагают, что в целом по итогам года падение производства в машиностроении составит около 10%, что станет худшим показателем с 2015 или даже с 2009 года.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в первом квартале 2020 года приведен в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2020 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 39 страниц формата А4, включая 20 графиков и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»