РИА Рейтинг - 22 ноя., Андрей Куц. До начала очередного саммита ОПЕК в Вене осталось несколько дней, но до сих пор ни один из возможных вариантов решений, которые могут быть приняты на этом саммите, не имеет существенного вероятностного преимущества перед другими. Таких вариантов три: снижение добычи, заморозка и статус-кво. Каждый из этих вариантов предполагает различные сценарии поведения рынка.
Конечно, для всех лучше, если цены поднимутся на более высокий уровень от текущего и стабилизируются на этом уровне хотя бы на год. Стабильность всегда лучше неопределенности. Во всяком случае, стабильность расширяет горизонт планирования. С этой точки зрения уровень $30-40 также не смертелен, если знать наверняка, что не будет хуже. И с этой же точки зрения вариант «заморозки», по мнению эксперта РИА Рейтинг Андрея Куц, является наихудшим, так как само это понятие очень расплывчатое и грозит резкими колебаниями настроений на рынке и, соответственно, очередными ценовыми качелями.
Основной груз ответственности сейчас лежит на Саудовской Аравии. И этот груз довольно тяжелый, потому что Саудовской Аравии придется совершить какое-то действие, и это действие в любом случае будет непопулярным для самих саудитов.
Если сохранить статус-кво, то ситуация на рынке в ближайшем будущем будет явно не в пользу саудовской экономики, которая целиком зависит от поступлений нефтяных доходов. То, что экономика страны уже испытывает трудности, ни для кого не секрет. Начиная «ценовую войну», саудиты, как полагает Андрей Куц, по всей видимости, рассчитывали на блицкриг, но противники оказались выносливее, чем думалось. И хотя американцы за прошедший год действительно существенно снизили добычу, катастрофы в их нефтедобывающей отрасли не случилось, динамика показателей последних месяцев свидетельствует о том, что они готовы быстро восстановить свои позиции, как только цена окажется в районе $50 за баррель. При этом, как известно, снятие всех экспортных ограничений для американских нефтяников, является одним из основных пунктов программы нового президента США.
В случае принятия решения о сокращении добычи Саудовская Аравия должна будет признаться, что ценовая война ею проиграна или, во всяком случае, она не привела к победе. Причем даже сокращение не сулит больших выгод, так как, подъем цен стимулирует добычу конкурентов, что в свою очередь сдержит уровень цен в диапазоне $50-60.
При этом сокращать добычу Саудовской Аравии придется фактически в одиночку. Иран вряд ли отступится от планки в 4 млн баррелей в день, так как имеет на нее историческое право. Такое же право имеют Ирак, Ливия и Нигерия, которые вследствие внутренних проблем, были сильно ограничены в своих возможностях и теперь претендуют на то, чтобы никакие квоты на них не распространялись.
Таким образом, дееспособными союзниками Саудовской Аравии в картеле остаются только Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Все остальные члены картеля погоды не делают, они и без того снижают добычу, но при этом мало влияют на состояние рынка.
На страны из числа не входящих в картель надежды также нет. США и Канада, понятное дело, в расчет не идут. Норвегия сразу открестилась от любых альянсов и в октябре, словно в издевку, повысила добычу на 30%. Бразилия вложила миллиарды в свои глубоководные месторождения и, естественно, собирается получать от них отдачу, пусть даже по низким ценам. Остается только Россия.
Но российские высокопоставленные чиновники преимущественно склоняются к термину «заморозка», не конкретизируя предельный уровень, что уже само по себе ни о чем не говорит. При этом даже «заморозить» российскую нефтедобычу будет очень нелегко. Из всех крупных нефтяных компаний твердое согласие на это дал только ЛУКОЙЛ — единственная из ВИНК, которая и без того снижает добычу несколько лет. Все остальные либо наращивают, либо балансируют на околонулевых темпах. Например, очень сложно будет «заставить» снизить добычу «Газпром нефть», которая за два последние года ввела в эксплуатацию три крупных месторождения. То же самое — «Роснефть», которая на днях начала техническую добычу на Мессояхском месторождении, вот-вот запустит Сузунское, а на подходе Юрубчено-Тахомское месторождение. При этом под все эти месторождения уже выстроен нефтепровод длиной почти 1 тыс. километров, который требует наполнения.
Кроме того, как показали исследования РИА Рейтинг, добыча в России сейчас растет не столько за счет ВИНК, сколько за счет так называемых независимых компаний, таких как НОВАТЭК, «Иркутская нефтяная компания» и других — всего их несколько десятков. На них-то «надавить» будет и вовсе очень трудно. Существует, конечно, возможность ограничить, если не добычу, то хотя бы экспорт за счет монопольного управления нефтепроводами «Транснефтью», но тогда встает множество технических вопросов и, прежде всего, с дополнительными хранилищами.
Таким образом, если кому-то и придется сокращать добычу, то только Саудовской Аравии, чему, конечно, все будут очень рады. При этом сокращать придется довольно много, если действительно нужен результат. Напомним, что в 2008-2009 годах, ОПЕК сокращала квоты в несколько приемов, и только когда суммарное сокращение составило 4 млн баррелей в день, цены стали расти. Причем тогда профицит на рынке был примерно такой же, как сейчас.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.