РИА Рейтинг – 19 мар. Когда в апреле 2020 года был объявлен всероссийский карантин, и машиностроительные предприятия стали останавливать конвейеры, а дилерские организации перестали оформлять заказы на покупку техники, казалось, что российское машиностроение ожидает самый тяжелый год в истории. И даже десятипроцентный спад производства тогда казался не худшим итогом.

Но по факту оказалось все значительно лучше предварительных прогнозов. По оценке МЭР, снижение производства в машиностроительном секторе составило всего 0,5%, что, учитывая вышесказанное, можно считать вполне удовлетворительным и даже положительным результатом. В предыдущие кризисы темпы спада в машиностроении были значительно больше, чем экономики в целом. Так, в 2009 году, когда ВВП РФ сократился на 7,8%, спад в машиностроении составил более 30%, в 2015 году, соответственно, 2% и 9%. В 2020 году наблюдается совершенно иное соотношение при спаде ВВП на 3,1%.

При этом снижение производства в машиностроении по итогам года произошло из-за резкого сокращения во втором квартале – на 18,3% в годовом сравнении. В остальные периоды наблюдался рост: в первом квартале – на 3,5%, в третьем квартале – на 1,4%, в четвертом квартале – на 9,1%. Причем в декабре был зафиксирован один самых высоких результатов в новейшей истории – рост на 21,1% по сравнению с декабрем 2019 года

Причин такого, во всех смыслах неожиданного, результата несколько.

Во-первых, Росстат по ходу года существенно пересмотрел помесячные результаты промышленности в 2019-2020 годах в сторону улучшения. Пересмотр коснулся многих отраслей, но изменение оценки результатов машиностроения было особенно контрастным. В частности, это касается продукции ВПК. Таким образом, на результат в отрасли могли повлиять не только конъюнктурные факторы, но и статистические модификации.

Во-вторых, сравнительно быстрый выход машиностроения из кризиса во второй половине года можно объяснить отложенным спросом после карантина. По многим видам машиностроительной продукции на рынке в период карантина образовался дефицит, который активно преодолевался после снятия ограничений. В частности, это касается автомобильного рынка, где в период карантина были закрыты дилерские центры, что практически лишило возможности в течение месяца приобрести новый автомобиль.

В-третьих, улучшение динамики произошло вследствие возобновления кооперации с зарубежными поставщиками, так как в период карантина российские заводы столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства на предприятиях в странах Европы и Азии.

В-четвертых, на результат четвертого квартала повлияло восстановление положительной динамики инвестиций. Согласно последней оценке Росстата, в четвертом квартале инвестиции в основной капитал выросли в годовом сравнении на 1,2%. В результате, производственная статистика ряда машиностроительных секторов и в том числе дорожно-строительного машиностроения в четвертом квартале улучшилась.

В-пятых, сказалась своевременная финансовая поддержка государства в виде различных программ и субсидий. Эти программы осуществлялись и в предыдущие годы, но в 2020 году они были более массированными.

Кроме того, в отдельных машиностроительных секторах возникли свои индивидуальные факторы, поддержавшие производство продукции в непростых условиях. Так, в сельскохозяйственном машиностроении возник дополнительный спрос за счет улучшения финансовой ситуации в аграрном секторе, в производстве компьютеров – за счет удаленной занятости населения, а в производстве медицинской техники пандемический фактор сказался напрямую.

В трех из пяти машиностроительных отраслях в 2020 произошло увеличение производства в годовом сравнении. При этом спад производства электрического оборудования был незначительным, поэтому можно считать, что только для одной машиностроительной отрасли производственный результат 2020 года был провальным – это автомобилестроение, однако из здесь в четвертом квартале наблюдалось существенное улучшение динамики производства – рост производства по сравнению четвертым кварталом 2019 года составил 8,1%. В том числе в декабре производство автотранспортных средств увеличилось на 13,1%, что стало многомесячным рекордом.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что в 2021 году в российской экономике будет происходить восстановительный рост во всех ее секторах при условии стабилизации эпидемиологической ситуации и отсутствия новых форс-мажорных обстоятельств. При этом темп роста ВВП будет примерно равен темпу спада в 2020 году. Соответственно, динамика производства в машиностроении может улучшиться в связи с ожидаемым ростом инвестиционной активности и потребительского спроса. Предварительный прогноз РИА Рейтинг по итогам машиностроения в 2021 году – рост составит около 2%.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в 2020 году и прогнозы на 2021 год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2020 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 44 страницы формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 41 (итоги 2020 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы  «Зубовский, 4»