РИА Рейтинг – 17 июн. Машиностроительный сектор России начал 2021 год очень бурным ростом, который, пожалуй, стал неожиданным даже для самых оптимистичных прогнозистов. По итогам первого квартала машиностроение стало одной из самых динамичных отраслей обрабатывающего сектора промышленности. Согласно оценке МЭР, суммарный рост производства в пяти машиностроительных отраслях составил по сравнению с январем-мартом прошлого года 13,9%. Среди отраслей обрабатывающего сектора более высокий темп роста по итогам первого квартала зафиксирован только в фармацевтике (40,7%), простимулированной пандемией; в текстильной промышленности (15,4%), также получившей дополнительный потребительский спрос в сложившихся условиях, и в мебельной промышленности (22,6%), совершивший отскок от крайне низкого показателя первого квартала прошлого года.

Темп роста в машиностроении по итогам первого квартала 2021 года был самым высоким за последние девять лет. При этом примечательно, что, в отличие от той же мебельной промышленности, динамичный старт в машиностроении в меньшей степени обусловлен фактором низкой базы, так как в первом квартале прошлого года динамика производства здесь также была положительной. Фактор низкой базы сказался на результатах только на некоторых машиностроительных подотраслей, резко сокративших производство в марте прошлого года из-за начавшегося в конце месяца карантина.

Одной из главных причин бурного роста в машиностроении стал дефицит на машиностроительную продукцию, сложившийся к концу прошлого года, вследствие простоя многих предприятий в период карантинных ограничений.

Также сказалось ажиотажное увеличение спроса на машиностроительную продукцию из-за ожидаемого роста цен вследствие возможного повышения утилизационного сбора, курсовых колебаний и беспрецедентного роста цен на металлы и полимеры, происходящего на мировом и внутреннем рынках с середины прошлого года.

Еще одним фактором роста стало восстановление инвестиционной активности в экономике. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал увеличились в первом квартале на 2%.

Кроме того, во многих машиностроительных подотраслях сохраняется действие государственных мер стимулирования спроса на выпускаемую продукцию, что также является одной из главных причин положительного результат.

Рост производства по итогам первого квартала произошел практически во всех отраслях и подотраслях машиностроительного сектора. Наибольший рост в годовом сравнении – более чем на 70% – зафиксирован в производстве летательных аппаратов, включая космические. Отчасти он обусловлен фактором низкой базы, так как в январе-марте прошлого года снижение производства в этой подотрасли составляло в годовом сравнении 27%.

На втором месте по темпам роста – сельскохозяйственное машиностроение, которое демонстрирует высокие результаты второй год подряд. Основные причины – это меры господдержки и устойчивый внутренний спрос. В прошлом году российские аграрии за счет хорошего урожая и высоких цен на свою продукцию увеличили сальдированную прибыль в 2,7 раза, и в текущем году их финансовое положение продолжает улучшаться.

Также высокие темпы роста в отчетном периоде отмечены в производстве бытовых приборов и автотранспортных средств (соответственно, на 29,2% и 18,3%). В данном случае главным фактором стал отложенный спрос. При этом отметим, что на автомобильном рынке с конца прошлого года наблюдается дефицит предложения, связанный с остановкой многих предприятий в период карантина. Ожидается, что дефицит будет преодолен в третьем квартале, но ситуация может осложниться все более обостряющейся проблемой недостатка комплектующих и прежде всего электроники. Вряд ли эта проблема примет такой же острый характер, как в некоторых странах мире, где стали останавливаться заводы, но все же некоторое влияние на ситуацию на российском рынке она может оказать.

Единственными машиностроительными подотраслями, где динамика производства в первом квартале была отрицательной стали производство прочих машин специального назначения и железнодорожное машиностроение. При этом в железнодорожном машиностроении спад продолжается второй год подряд, и объясняется он профицитом на рынке полувагонов, а также ухудшением финансовых показателей транспортных железнодорожных операторов, которые вынуждены были сокращать свои инвестиционные программы.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что по итогам второго квартала темпы роста в машиностроении могут быть еще выше, чем в первом, за счет фактора низкой базы, так как во втором квартале прошлого года многие машиностроительные предприятия простаивали вследствие карантинных ограничений. Однако в дальнейшем темпы роста будут снижаться, и в четвертом квартале не исключена нулевая динамика или даже небольшой спад.

Тем не менее, вследствие высоких результатов первого и второго кварталов рост производства по итогам 2021 года может составить около 5-10%, что станет одним из лучших или даже лучшим результатом последнего десятилетия.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в первом квартале 2021 году и прогнозы на весь 2021 год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2021 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 42 (итоги января – марта 2021 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы  «Зубовский, 4»